Слайд 1. Каждый из наемных работников может задать себе вопрос, удовлетворяет ли его уровень заработной платы, условий труда, социальных гарантий, пенсионного обеспечения.
Ответ в большинстве будет отрицательным.
Такой ответ вполне закономерен. Наемный работник не организован, не имеет опыта борьбы за свои права, зависим от работодателя. Он объективно не может достойно продать свою рабочую силу.
Чтобы не допустить серьезных социальных конфликтов, функцию посредника и регулятора трудовых отношений должно выполнять государство.
Но государство, органы государственной власти в условиях капиталистических рыночных отношений фактически лоббируют интересы бизнеса, собственников предприятий и работодателей.
И поэтому, не случайно, приходится констатировать, что во многих странах мира, в том числе и в России отсутствует комплексный и системный подход к решению проблем трудовых отношений.
Неудовлетворенность своим уровнем жизни вынуждает работников проводить забастовки, стачки, митинги, усиливать борьбу за достойный труд.
Прежде чем начать разговор о проекте Стандартов достойного труда, необходимо определиться,
«Что такое достойный труд, или, за что борются профсоюзы».
Слайд 2. В Докладе Генерального директора МОТ «Достойный труд для всех в глобальной экономике» говорится, что под «достойным трудом понимается труд в условиях свободы, равенства, безопасности и уважения человеческого достоинства».
Для справки: Международная организация труда (МОТ) - специализированное учреждение ООН, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. В настоящее время участниками МОТ являются 180 государств.
Концепция достойного труда разрабатывается уже более двух десятилетий. За это время было проведено много исследований этой темы в разных странах и с разных точек зрения. Тем не менее, основные принципы достойного труда, озвученные впервые на 87-й сессии МОТ, остались неизменными.
В последние годы правительства многих стран мира, под давлением организованных, массовых акций протеста наемных работников, вынуждены были приступить к разработке программ достойного труда совместно с организациями работодателей и профсоюзами.
В России пока нет такой совместной работы, нет и какого-либо законодательного определения достойному труду, нет чётких стандартов и путей их постепенного достижения.
В настоящее время в нашей стране приняты и действуют понятия минимального размера оплаты труда, минимального прожиточного минимума, (минимальной) потребительской корзины. Они обеспечивают удовлетворение минимальных жизненных потребностей человека, но не качества его жизни.
Вполне закономерно, что ФНПР целенаправленно и активно продвигает и поддерживает позицию МОТ по достойному труду.
На VII съезде Федерации Независимых Профсоюзов России была утверждена Программа профсоюзов - «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны», в которой сформулированы основные принципы достойного труда.
По предложению ФНПР В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2011-2013г.г. стороны договорились разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих право работника на достойный труд. Договорились провести консультации о целесообразности разработки программы достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда.
По инициативе В.В.Путина, в декабре 2012 года в Москве состоится международная конференция с участием Правительства РФ, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, на которой будут обсуждаться вопросы практического достижения целей, сформулированных в Программе достойного труда. На этой конференции предполагается довести до участников Стандарты достойного труда, разработанные ФНПР при участии МОТ.
Проекты данных стандартов уже рассмотрены и поддержаны на проведённых МОТ и ФНПР окружных конференциях, в том числе 29-30 мая на конференции СФО в Барнауле.
Однако данный проект стандартов обсуждался узким кругом участников, поэтому Исполком ФНПР предложил его широкое обсуждение в трудовых коллективах в ходе акции Всемирного дня действий «За достойный труд» в октябре текущего года.
В случае принятия и нормативного закрепления предложений будут решаться вопросы не минимальных социальных гарантий, а повышения качества жизни.
Что же закладывают профсоюзы в Стандарты достойного труда?
В толковом словаре Ушакова слово стандарт понимается как норма, эталон, мерило, к чему необходимо стремиться.
Проект Стандартов достойного труда разработан по 4-м основным направлениям:
- в сфере заработной платы 7 стандартов;
- в сфере занятости граждан 5 стандартов;
- в сфере социального партнёрства 6 стандартов;
- в сфере социального страхования 2 стандарта.
Слайд 3. Основа достойного труда – это достойная заработная плата, обеспечивающая расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающему человеку и его семье.
Слайд 4. Рассмотрим основной стандарт в сфере заработной платы – «Минимальный размер оплаты труда на уровне минимального потребительского бюджета».
На сегодняшний день, в соответствие с законодательством (ст. 133 ТК РФ), базой для установления МРОТ является прожиточный минимум трудоспособного населения. Он включает минимум товаров и услуг, необходимых лишь для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Прожиточный минимум был введен Указом Президента РФ № 210 от 2 марта 1992 года как показатель физиологического минимума на период преодоления кризисного состояния экономики. Закономерен вывод о том, что заработная плата, основанная на прожиточном минимуме не выполняет свою главную функцию – воспроизводственную.
5. В стране за прошедшие двадцать лет МРОТ так и не достиг своего минимального критерия - прожиточного минимума трудоспособного населения. В последние годы прожиточный минимум растет более высокими темпами, чем минимальный размер оплаты труда.
Несмотря на это в стандартах за основу минимального размера оплаты труда профсоюзы предлагают взять минимальный потребительский бюджет.
В отличие от прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет характеризуется более высокими нормами потребления и расширенным спектром платных услуг.
Слайд 6. В минимальный потребительский бюджет включены не только затраты на услуги здравоохранения, но и правовые услуги, оплата ремонта бытовой техники, посещение культурных, спортивных учреждений, поездки в отпуск, услуги связи и так далее - в списке около 300 наименований.
Позиция профсоюзов: - прожиточный минимум считать порогом бедности и базой для установления размеров социальных пособий; - минимальный потребительский бюджет считать базой для установления минимального размера оплаты труда.
Слайд 7. Для сравнения можно привести такие цифры: в России размер МРОТ в настоящее время составляет – 4611 рублей, прожиточный минимум для мужчин- 7131 руб., а минимальный потребительский бюджет - 23913 руб.
Слайд 8. Следующее предложение профсоюзов по стандартам достойного труда:
«Установление минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом».
Для справки: Данное положение Стандарта предполагает возвращение к ранее действовавшей практике, когда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.01.1993 года №14 месячная тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда устанавливалась в размере МРОТ, либо месячная тарифная ставка (оклад) 1 разряда по оплате труда работников бюджетной сферы была выше МРОТ, что устанавливалось постановлением Правительства РФ от 12.04.1993 № 304.
Слайд 9. Следующий третий стандарт – «минимальный размер оплаты труда – это минимальная государственная гарантия по заработной плате работника за неквалифицированный труд в нормальных условиях труда».
Для справки: Данная гарантия былазаконодательно закреплена в части первой статьи 129 ТК РФ и действовала до 1 сентября 2007 года.
На сегодняшний день из-за несогласованности отдельных статей ТК РФ Правительство РФ в своих комментариях дает разъяснения, что не оклад (тарифная ставка), а общая начисленная заработная плата работника не может быть меньше МРОТ. С этим профсоюзы не согласны
Позиция МОТ и профсоюзов по составляющим частям заработной платы такая:
• Оклад или тарифная ставка – это базовая и неизменная часть зарплаты, которая устанавливается работодателем в штатном расписании.
•
• Данная часть заработной платы – это гарантированный минимум, который работник должен получить, отработав полное количество рабочего времени за учетный период (как правило, месяц).
•
• Оклад не может быть ниже установленного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда.
•
Кроме внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации перед профсоюзными организациями ставится задача добиваться установления в коллективном договоре, соглашении минимальной тарифной ставки (минимального оклада) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Слайд 10. По данным ФНПР по итогам коллективно-договорной кампании 2012 года только в 7,7%региональных соглашений содержатся обязательства, в которых прописан размер тарифной ставки (оклада) не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации; а в 11,5% соглашений есть обязательства по установлению тарифной ставки на уровне не ниже МРОТ.
Слайд 11. Четвёртый стандарт – «Соответствие уровня оплаты труда квалификации работника, сложности, количеству, качеству и условиям труда».
Задача профсоюзов: через изменение трудового законодательства и проведения переговоров в рамках социального партнерства добиваться обязательности установления в коллективных договорах и соглашениях размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) по профессионально-квалификационным уровням и росту их доли в обшей заработной плате.
Слайд 12. Пятый стандарт – «Равная оплата за труд равной ценности без какой-либо дискриминации».
В настоящее время имеются существенные различия в размере оплаты труда у работников одной специальности, квалификации, но работающих в разных отраслях, территориях.
Профсоюзы предлагают: -внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности установления в отраслевых соглашениях и коллективных договорах минимальных стандартов заработной платы по каждому квалификационному уровню.
-принять постановление Правительства Российской Федерации по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессионально-квалификационным группам;
-установить прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц;
-внести изменения в законодательство Российской Федерации в части финансирования, разработки, согласования, утверждения и применения всех элементов Национальной системы квалификаций, в том числе профессиональных стандартов.
Слайд 13. Шестой стандарт по заработной плате – «Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы», через индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
В соответствии со ст. 134 ТК РФ, повышение уровня реального содержания заработной платы – обязанность работодателя.
Однако не все работодатели исполняют эту обязанность. Индексация заработной платы в организациях внебюджетного сектора, в основном, осуществляется, в бюджетном – пока нет единого нормативного документа на этот счёт.
Предложение профсоюзов:
-Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности установления в соглашениях и коллективных договорах механизмов повышения уровня реального содержания заработной платы.
-Принятие нормативного правового акта Российской Федерации о порядке и сроках индексации заработной платы работников бюджетных и казенных учреждений.
Слайд 14. Анализ, проведенный ФНПР, показывает, что только в 17,4% отраслевых соглашений работодатели взяли обязанность по пересмотру и изменению норм труда по согласованию с профсоюзной организацией.
Это подтверждает необходимость следующего стандарта по заработной плате – «Государственное содействие системной организации нормирования труда». Слайд 15.
Длявведения данного стандарта потребуетсяпринять нормативно-правовой акт Российской Федерации о финансовом обеспечении и мерах государственного содействия системной организации нормирования труда во исполнение ст.159 ТК РФ. А также разработать и принять нормативно-правовую базу типовых (отраслевых, межотраслевых, профессиональных) норм труда во исполнение ст.161 ТК РФ.
Слайд 16. В настоящее время социально-трудовая сфера вышла на рубеж, когда надо двигаться от низкой безработицы к эффективной занятости.
Слайд 17. Что под этим понимается? Эффективная занятость – максимально возможная занятость на рабочих местах, обеспечивающая:
-рациональное использование знаний, умений и навыков работников;
-достойную заработную плату;
-непрерывное профессиональное развитие;
-возможность профессионального роста и повышения квалификации;
-мотивацию работников к труду;
-грамотную организацию труда и отдыха работников;
-безопасные условия труда.
Т.е. основной стратегический вектор действий на рынке труда должен быть направлен не только на снижение уровня безработицы (как это было многие годы), но и на вовлечение граждан, активных на рынке труда, в эффективную, а значит в официальную занятость. Именно она является основой для роста доходов, сохранения здоровья и повышения качества жизни.
Слайд 18. Предлагается пять Стандартов достойного труда в сфере занятости граждан. Вкратце остановимся на них.
Слайд 19. Первый стандарт: «Полная занятость населения». Это означает наличие достаточного количества рабочих мест для удовлетворения запросов на работу всего трудоспособного населения территории, региона, страны; практическое отсутствие продолжительной безработицы; возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие их образованию, опыту работы.
Слайд 20. Актуальность данного стандарта подтверждается наличием около 5 млн. безработных трудоспособных граждан России, в том числе в Алтайском крае около 90 тысяч человек.
Слайд 21. Следующий стандарт предполагает «Стабильную занятость населения». Имеется в виду стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения.
Именно против этих правовых норм активно выступает Российский союз промышленников и предпринимателей, предлагая изменения в ТК РФ.
Слайд 22.. Еще один стандарт: «Востребованность граждан Российской Федерации на рынке труда, получивших профессиональное образование». Сегодня примерно 42% безработных имеют начальное, среднее или высшее профессиональное образование.
Предлагается выделить особо стандарт:
Слайд 23. «Востребованность молодежи на рынке труда».
Слайд 24. За последние три годасамое большое число безработных в России наблюдается в возрастной группе 20-29 лет.
Слайд 25. Есть необходимость выделить стандарт: «Оптимизация привлечения иностранной рабочей силы».
Слайд 26. На конец 2011 года более 1 млн. иностранных граждан имели официальное разрешение на работу в России. Фактически иностранных работников гораздо больше.
Необходимо законодательно установить приоритетное трудоустройство граждан России, проживающих в регионах.
Слайд 27. ФНПР предлагает ввести стандарт: «Обеспечение непрерывного профессионального развития работника». Для реализации данного стандарта необходимо обеспечить частно-государственное финансирование учебных заведений профессионального образования всех уровней, доступность и бесплатность начального и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Позиция профсоюзов в том,чтоповышение квалификации, дополнительное обучение должно осуществляться, в том числе, за счёт работодателя.
Слайд 28. И пятый стандарт в сфере занятости населения: «Достойный уровень жизни безработных граждан».
Слайд 29. С 2009 года по сегодняшний день минимальный размер пособия по безработице 850 рублей, а максимальный - 4900 руб., получить статус безработного можно только при определённых условиях, нет обязательного страхования на случай потери работы. Многие граждане, не имеющие работы, не имеют средств к существованию и практически никак не защищены государством.
Предложения по введению стандартов достойного труда в сфере занятости населения:
Слайд 21. Принятие законопроекта депутатов Государственной Думы А. Исаева и М. Тарасенко о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления защищённости работников в случаях уклонения работодателей от заключения трудовых договоров, использования механизмов «заёмного труда».
Слайд 22. Разработка прогноза развития отраслей и регионов с целью определения потребности предприятий в трудовых ресурсах в зависимости от инвестиций, технического перевооружения предприятий.
Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное взаимодействие системы образования и рынка труда.
Слайд 23. Обеспечение финансирования из средств федерального бюджета разработки и реализации мероприятий по содействию трудоустройству выпускников.
Слайд 25. Внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения положений об условиях привлечения и использования иностранной рабочей силы.
Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части разрешения использовать иностранную рабочую силу работодателям, присоединившимся к региональным (отраслевым, межотраслевым) соглашениям.
Слайд 28. Установление двух видов пособия по безработице: одно – социальное базовое пособие по безработице, выплачиваемое из средств федерального бюджета, другое – страховое пособие по безработице, выплачиваемое из средств социального страхования от безработицы.
При этом размер социального базового пособия по безработице не должен быть ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации.
Слайд 30.О стандартах достойного труда в сфере социального партнёрства, которое должно быть эффективным.
Эффективное социальное партнёрство – система взаимоотношений работников, работодателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально-экономическое развитие страны.
Слайд 31. Стандарты достойного труда в сфере социального партнёрства предлагаются следующие:
1. «Принятие проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе согласия всех сторон социального партнёрства». Сегодня официально учитывается только мнение профсоюзов. Слайд 32. Второй стандарт: «Обязательность решения основополагающих (ключевых) вопросов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений через коллективные договоры и соглашения», для чего потребуется внесение изменений в ТК РФ. По действующему законодательству все эти вопросы решаются в добровольном порядке, не предусмотрена и обязательность заключения соглашений и коллективных договоров.
Слайд 33. Следующий стандарт: «Обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений». В целях введения данного стандарта профсоюзы предлагают конкретные действия, в том числе, внесение изменений в ТК РФ с части обязательности создания постоянно действующих органов социального партнерства на всех уровнях и обязательности ежегодного отчета органами социального партнерства о выполнении условий соглашения или коллективного договора в соответствующие органы государственного контроля и надзора.
Слайд 34. Для повышения эффективности социального партнерства предлагается ввести стандарт:«Обязательность распространения соглашения на каждого работодателя». Статьёй 48 ТК РФ установлен перечень работодателей, на которых распространяет действие соглашение. Он ограничен лишь теми, кто является членами объединений работодателей его заключивших; работодателей, которые не являются членами данных объединений, но их уполномочили от своего имени заключить соглашение и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
Дано право работодателю отказаться от присоединения к соглашениям, чем они активно и пользуются.
Слайд 35.. Следующий стандарт: «Эффективная система разрешения трудовых конфликтов и споров».
Данный стандарт предлагается реализовать путем совершенствования институтов внесудебного урегулирования коллективных трудовых споров, расширения взаимодействия профсоюзов и граждан с государственными органами надзора и контроля.
Слайд 36. И последний стандарт в сфере социального партнерства: «Реальное участие работников в управлении организацией».
В ст. 53 ТК РФ отражены такие формы участия работников в управлении организацией, как учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, коллективным договором.
Однако в законодательстве РФ (в ТК РФ, в законах: «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью») не определён порядок участия работников в коллегиальных органах управления организацией (общем собрании, наблюдательном совете, совете директоров, в правлении и др.). И, как правило, по этой причине профсоюзы получают отказ от работодателей на участие в работе этих органов управления. В связи с этим, предлагается внести соответствующие дополнения в законодательство РФ.
В сфере социального страхования предлагается установить 2 основных стандарта:
Слайд 37. 1. «Совершенствование пенсионного законодательства и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан».
Предлагается: - приведение минимального размера пенсии по старости к нормам не ниже прожиточного минимума пенсионера (в настоящее время – около 70%);
-дополнительно к льготному пенсионному обеспечению работника с вредными условиями труда, установить денежную компенсацию (дополнительная профессиональная пенсионная система).
Слайд 38. 2. «Управление рисками для здоровья экономически активного населения».
Профсоюзы предлагают: - включить лекарственное обеспечение в систему обязательного медицинского страхования и Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;
-проводить всеобщую диспансеризацию всех работающих за счет средств обязательного медицинского страхования;
-оплату периодов временной нетрудоспособности проводить на основании текущего заработка за текущий период страхования;
-восстановить и развивать сеть санаториев-профилакториев;
-принять федеральный закон «Об организации питания на предприятиях и в организациях».
Слайд 1.Перечислены все предлагаемые к обсуждению и утверждению Стандарты достойного труда.
Для того чтобы внедрить в России названные стандарты, необходимо проделать огромную работу, в том числе: ратифицировать ряд конвенций МОТ, внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в федеральные законы, принять ряд постановлений и нормативно-правовых актов Правительства РФ.
Конечно, пока сложно сказать, сколько потребуется времени, чтобы достигнуть стандартов достойного труда в Российской Федерации, но профсоюзы настаивают на разработке государственной программы по достойному труду с конкретными целевыми показателями и сроками их поэтапной реализации, при непосредственном участии в этой глобальной работе и профсоюзов и работодателей.
Для справки: Алтайским крайсовпрофом направлялись неоднократные предложения по изменению и дополнению законодательства в части усиления защиты трудовых прав работников и прав профсоюзов, которые не были реализованы. В том числе Алтайские профсоюзы предлагали:
2. Дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации правовыми нормами о том, что
- «В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты».
- «Районный коэффициент не включается в величину минимального размера оплаты труда».
- «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов, базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда».
3.. Дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации статьей «О государственной защите прав работников на получение заработной платы, выходного пособия и компенсационных выплат в случае неплатежеспособности организации».
4.Внести дополнения в федеральные законы об установлении административной и уголовной ответственности за нарушение прав профсоюзов, и другие предложения.
Активное обсуждение в коллективах и массовая поддержка проекта Стандартов достойного труда членами профсоюзов и работниками окажет существенное влияние на результаты международной конференции, которая будет проводиться в декабре 2012 года в Москве и на законодательное закрепление положений Стандартов.
ПРИМЕЧАНИЕ: рекомендуется в выступлении использовать конкретные данные, характеризующие уровень трудовых отношений, социального партнерства по организации, территории, отрасли.
Материал подготовлен отделами аппарата Алтайского краевого объединения организаций профсоюзов.
Источник: www.altksp.ru