К чему приведет "переходный период"?
Декабрьское предложение теперь уже бывшего Президента РФ В.В.Путина о повышении с 1 февраля заработной платы бюджетников на
14 % активно обсуждалась почти 1,5 месяца. Властные структуры подсчитывали стоимость вопроса, профсоюзы переживали за социальную справедливость, а герои дня — рядовые бюджетники
с одной стороны не слишком-то верили в такой подарок судьбы, а с другой - печально вздыхали, что 14 % погоды не сделают…
ДАЕШЬ ПЕРСОНАЛЬНУЮ НАДБАВКУ!
7 февраля Законодательным собранием Красноярского края были внесены изменения в закон "Об оплате труда работников краевых государственных учреждений". Изменения эти коснулись повышения зарплаты работникам краевых бюджетных учреждений, оплата труда которых осуществляется на основе краевой тарифной сетки, за счет увеличения размера стимулирующих выплат.
"Предлагаемый механизм повышения оплаты труда посредством увеличения размеров стимулирующих выплат осуществляется в рамках перехода к введению новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, основной целью которых является формирование мотивации к повышению качества и результативности труда, в том числе к повышению качества предоставляемых бюджетных услуг".
Из "Рекомендаций о повышении заработной платы работников краевых государственных и муниципальных учреждений с 1 февраля 2008 года". Если попросту, то налицо похвальное намерение одним выстрелом убить нескольких зайцев: и распоряжение главы государства выполнить, и уровень жизни бюджетников приподнять, и повышение качества их работы стимулировать… И все это посредством каких-то 14 %!
Воплотить намеченное в жизнь, кроме законодательного акта, призваны также "Рекомендации о повышении заработной платы работников краевых государственных и муниципальных учреждений с 1 февраля 2008 года".
О предлагаемом там "механизме повышения оплаты труда" говорится во врезке. Ключевые слова — "стимулирующие выплаты", "переход к введению новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений", "формирование мотивации к повышению качества и результативности труда".
Однако и "переход к введению новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений", и "формирование мотивации к повышению качества и результативности труда" требуют времени. Так что, цитирую "Рекомендации…": "До момента утверждения положения о стимулировании работников учреждений с учетом показателей (критериев) оценки качества, эффективности и результатов труда работников ПЕРСОНАЛЬНАЯ НАДБАВКА = 1,14".
А вот "после разработки и утверждения в конкретном учреждении положения о стимулировании работников учреждения с учетом отраслевых показателей (критериев) оценки качества, эффективности и результатов труда работников, размер персональной надбавки, стимулирующей повышение деловых (трудовых) качеств работника устанавливается дифференцированно, при этом минимальный размер персональной надбавки, стимулирующей повышение деловых (трудовых) качеств работника составляет 8 %..."
Надо отметить, что "общие показатели (критерии) оценки качества, эффективности и результатов труда работников разрабатываются с непосредственным участием соответствующих профсоюзов, их объединений" и "каждое бюджетное учреждение общим собранием работников принимает решение об использовании таких показателей (критериев) при разработке положения о стимулировании работников учреждения".
А сейчас, — пока разрабатываются критерии, утверждаются положения, идут собрания, и пр., и пр. — продолжается так называемый "переходный период": от задуманного к исполненному, от общего к дифференцированному…
КАЖДОМУ — ПО ТРУДУ?
Период этот довольно тяжел и, возможно, поэтому так насыщен различными "просветительными" мероприятиями. По-видимому, задача номер один сегодня: объяснить бюджетникам во имя чего затеян весь этот трудоемкий процесс с критериями, собраниями и положениями… Так, например, последние десять дней в агентстве образования администрации края работала горячая телефонная линия по вопросам увеличения фонда оплаты труда бюджетников; а после Восьмого Марта краевая организация профсоюза работников народного образования и науки соберет большое совещание с председателями районных комитетов профсоюза, руководством краевого агентства образования и др.
Но, пожалуй, наиболее масштабное совещание насчет текущих и перспективных вопросов о стимулирующих выплатах бюджетникам произошло 28 февраля. Массовость ему обеспечила селекторная связь (на связь вышли все районы края за исключением Богучанского), авторитетность — присутствие практически всех "заинтересованных лиц". Здесь были профсоюзы, представители администрации края, главы городов и районов, руководители отраслевых агентств… Вел селекторное совещание заместитель губернатора Красноярского края, руководитель департамента финансов Михаил Котюков.
Еще до его начала присутствующие в "центральной студии" представители отраслевых профсоюзов бюджетной сферы вкратце обозначили волнующие их темы. В чем конкретно состоят "качественные показатели" работы? По профессиональным качествам бюджетников давно уже "расставили по разрядам", какие еще отличия между ними выискивать?.. Профсоюзные лидеры, выражающие интересы почти 300 тысяч бюджетников края, подчеркнули необходимость четкого государственного регулирования вопросов о надбавках. В частности, было предложено, чтобы в общем критерии формировались “наверху”, а внутри отдельно взятого учреждения — с обязательным учетом мнения трудового коллектива и профсоюзной организации! — уточнялись и конкретизировались. Это надо, в первую очередь, для избежания злоупотреблений со стороны руководящего персонала.
Столь явное "недоверие" к руководству, кажется, несколько обидело некоторых присутствующих в студии чиновников. Один из них обрушился на существующее ныне в бюджетной сфере "небрежное отношение к потребителю". И именно стимулирующие выплаты призваны создать корпоративную культуру бюджетников, "побудить людей думать, зачем они вообще пришли работать в эту организацию". Безусловно, стимулирующие выплаты должны распределяться по принципиальному соглашению с коллективом, но, прежде всего, через руководителей. Потому что руководитель "отвечает за все" и ему поставлена задача "преодолеть отторжение потребителей от больниц, клубов, библиотек". Система финансовых стимулов вообще открывает широкие перспективы: "Скоро, через год-полтора все люди будут очень счастливы, потому что они будут удовлетворены работой, и только самые ленивые почувствуют, что это плохо. Но большинство-то вольются в новую систему культуры оплаты и культуру отношений с потребителем".
Таким образом, были сразу же расставлены основные акценты в вопросе о выплатах.
УСЛОЖНЕНИЕ, ИЛИ СТИМУЛИРОВАНИЕ?
Начиная совещание, М. М. Котюков напомнил о рекомендациях, выработанных департаментом финансов совместно с Законодательным собранием и федерацией профсоюзов края. Этот документ был направлен во все муниципальные образования региона. В течение марта планируется разработать дополнительные рекомендации — уже конкретно для каждой отрасли: с критериями оценок и размерами надбавок.
"Роль профсоюзов, — подчеркнул Михаил Михайлович, — мы считаем крайне значимой в этом процессе".
На сегодняшний момент, в частности, необходимо подготовить приказы по каждому работнику о выплате персональной надбавки за февраль в размере 14 % январской зарплаты; провести в бухгалтерии начисление, чтобы в расчетном листке эта надбавка стояла отдельной строкой; и главное — обеспечить выплату зарплаты в установленный срок.
Но наибольшие сложности вызывают все-таки вопросы о том, что будет после "переходного периода".
Из города Заозерный, например, поступил вопрос, не возникнут ли у работодателя проблемы с прокуратурой, госинспекцией и пр., когда после 14 % февральской надбавки, мартовская зарплата работника уменьшится?
Персональная надбавка должна устанавливаться приказами ежемесячно, — был ответ. Ведь это отнюдь не постоянная надбавка, которая становится неотъемлемой частью зарплаты. "Считаем, что при правильной организации, — заявил М.М. Котюков, — нарушения законодательства возникнуть не должно".
Города Бородино, Дивногорск, Железногорск, Енисейск, Больше-Муртинский, Ермаковский, Кежемский, Рыбинский, Тюхтетский районы… Руководители территорий, главы финансовых управлений, профсоюзные активисты… Вопросы о начислении отпускных, об оплате труда муниципальных служащих (у них, кстати, "переходного периода" не будет: потому как реформирование оплаты труда в этой сфере уже произошло, механизм стимулирования уже работает, и, стало быть, обещанные 14 % должны теперь выплачиваться полностью), предложения о максимальной персональной надбавке низкооплачиваемым работникам…
На селекторном совещании был затронут вопрос о разнице между стимулирующими и компенсационными выплатами. А глава Североенисейска поинтересовался: может быть, вообще не усложнять простую идею, и остановиться на 14 % всем бюджетникам?
Увы! Чем вопрос кажется проще, тем на деле он запутаннее! Принципиально замысел состоит в том, чтобы повысить не заработную плату, а фонд оплаты труда, — объяснил руководитель департамента финансов администрации края. И это шаг по направлению к новой системе оплаты труда, к дифференциации по результатам работы. Конечно, гипотетически, если коллектив учреждения откажется от такой финансовой политики, выплаты будут производиться по 14 % всем. Однако если этот размер будет официально заложен в решении местных органов самоуправления, то это значит, что в дальнейшем, когда появится отраслевая дифференциация, ее осуществление на территории встретит серьезные препятствия.
Пока заработная плата в бюджетной сфере не реформирована, в ней есть некая уравниловка, — сказал в заключение М. М. Котюков. Работники одного разряда могут по-разному вкладываться в дело. Так что, определенная логика в разного размера стимулирующих надбавках имеется.
В принципе, соглашаясь с этим утверждением (что ж дурного, если "от каждого — по способностям, каждому — по труду"?), профсоюзы видят свою задачу в том, чтобы интересы именно КАЖДОГО состоящего в их рядах работника бюджетной сферы были максимально соблюдены, чтобы увеличилась базовая зарплата.
В конце селекторного совещания председатель ФПКК Олег Исянов призвал членов профсоюзов во всех спорных случаях обращаться в свои краевые организации за консультациями.
Нина Санина
Корреспондент
/06/56./03/56./2008/56 - 16:56

Версия для печати
Наверх
|