От стандартов выживания к стандартам развития
О развитии рынка труда и занятости населения
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов о развитии рынка труда и занятости населения в профсоюзном разрезе, хочу напомнить, что статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также гарантирует право граждан на защиту от безработицы.
Основные функции профсоюзов -- защита прав и интересов работников наемного труда. Поэтому качество занятости или качество рабочих мест всегда находится в поле зрения профсоюзов: это уровень заработной платы, организация рабочего места, охрана здоровья на рабочем месте.
Существенное расслоение населения по уровню доходов, наличие граждан, работающих полный рабочий день, с доходами ниже прожиточного минимума, теневые трудовые отношения и многое другое свидетельствуют о серьёзных дефектах политики в социально-трудовой сфере. В связи с этим, нарастает неудовлетворённость работников распределением результатов труда и рост забастовочной активности, в том числе даже и на экономически благополучных предприятиях.
Поэтому, система договорного регулирования социально-трудовых отношений на основе трёхсторонних соглашений на различных уровнях является самой действенной переговорной площадкой для устранения перекосов и балансировки интересов и прав всех сторон социального партнерства.
Так, например, в крае усилиями сторон социального партнерства, представителей управления федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю решался вопрос о массовом сокращении работников на ОАО ПО "Красноярский завод комбайнов"; были разработаны мероприятия по смягчению последствий этого высвобождения.
В 2007 году краевой организацией профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства совместно со специалистами ФПКК удалось не допустить передачи в аренду частным перевозчикам имущества муниципального предприятия КПАТП №7 и преднамеренной его ликвидации.
В рамках работы городской трехсторонней комиссии Федерацией профсоюзов края было инициировано рассмотрение вопроса "О содействии сохранению рабочих мест для инвалидов по зрению и слуху". В итоге ООО "Красноярское общество слепых" получило муниципальный заказ на изготовление швейной продукции для муниципальных учреждений, проведены переговоры с ОАО "Красноярский завод комбайнов" по заключению договоров на изготовление необходимой продукции для нужд предприятия.
Усилиями сторон социального партнерства на уровне муниципальных образований удалось сохранить основной кадровый состав работников жилищно-коммунального комплекса при проведении реформирования отрасли. Хотя стоит отметить, что не во всех муниципальных образованиях удалось восстановить первичные профсоюзные организации во вновь созданных организациях. И причиной здесь служит нежелание руководителей иметь у себя профсоюзные организации.
В поле нашего внимания всегда находятся продолжающиеся процессы реструктуризации предприятий, которые негативно отражаются на трудовых коллективах и профсоюзных организациях, а в некоторых случаях приводят к прекращению деятельности последних. Кроме того, реструктуризация организаций направлена на оптимизацию производства за счет сокращения расходов на рабочую силу и сопровождается сокращением штата работников организаций.
Профсоюзы добиваются проведения социально ответственного подхода к подобным преобразованиям, в отраслевых соглашениях предусматриваются меры по защите работников в условиях реструктуризации отрасли и отдельных предприятий.
***
Одним из действенных механизмов повышения качества труда является усиление стимулирующей функции заработной платы. Считаю, что только благодаря активным действиям профсоюзов произошёл существенный перелом в позиции власти по вопросу минимальных государственных гарантий по оплате труда.
Впервые за длительный промежуток времени в 2007 году была резко повышена нижняя планка заработной платы и приняты более высокие по сравнению с федеральным уровнем стандарты оплаты труда. Но это не предел наш. Предстоят еще не простые переговоры по переходу минимальных гарантий по оплате труда от стандартов выживания к стандартам развивающего потребления, то есть работник должен не только компенсировать силы, затраченные в процессе труда, но и иметь возможность содержать семью, повышать свою квалификацию и т.д. — словом, развиваться.
2007 — это год, когда государство сделало первые шаги к возврату в несырьевую экономику. В крае разрабатываются и реализуются приоритетные проекты на базе частно-государственного партнёрства в различных отраслях экономики.
Эти задачи по своей направленности совпадают с интересами большинства работающих. Реализация намеченных целей так или иначе затрагивает сферу занятости, оптимизацию её структуры, решение кадровых вопросов и вопросов оплаты труда в увязке с повышением престижа творческого квалифицированного труда.
Профсоюзы сегодня представлены в различного рода координационных и консультативных органах власти. Представители профсоюзов на уровне края участвуют в работе межведомственных комиссий: по оплате труда и ликвидации задолженности по заработной плате; по контролю за соблюдением трудового законодательства; по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
В целях повышения действенности прокурорского надзора и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства принят и реализуется план совместных мероприятий Прокуратуры Красноярского края, Государственной инспекции труда и Федерации профсоюзов Красноярского края. Исполняется двусторонние соглашение о взаимном сотрудничестве с Агентством труда и занятости населения администрации края.
Современный российский рынок труда все настойчивее демонстрирует недостаток квалифицированной рабочей силы и в то же время — отток высококвалифицированных кадров из региона.
Сфера образовательных услуг пока не в полной мере готова оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рабочую силу, что увеличивает дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов. Устаревшие производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые остановки производства существенно снизили общий уровень квалификации работников. Рынок неквалифицированной рабочей силы пополняют мигранты.
Профсоюзы на всех уровнях добиваются восстановления систем подготовки кадров, адаптированных к новым требования рынка труда. В генеральных, отраслевых и региональных соглашениях, а также в коллективных договорах предусматриваются вопросы повышения качества рабочей силы, увеличения инвестиций в формирование, развитие и использование трудового потенциала.
Сегодня в крае начался процесс восстановления корпоративных структур подготовки кадров и повышения их квалификации, новое развитие получает система профориентации молодежи и взрослого населения, наставничества.
Нельзя не коснуться такого важного и болезненного вопроса российского общества и профсоюзного движения, как миграция рабочей силы.
С одной стороны, современные экономические условия жизни россиян, уровень заработной платы и ситуация с рынком жилья не позволяют говорить об эффективном перемещении кадров в те географические районы, где есть потребность в рабочей силе и возможность создавать новые рабочие места.
С другой стороны, неуправляемое и, откровенно говоря, в значительной мере нелегальное привлечение рабочей силы из бывших республик Советского Союза для выполнения тяжёлой, неквалифицированной, непрестижной и малооплачиваемой работы стало фактом современной жизни. К ним можно добавить граждан Китая, Вьетнама, Турции, других азиатских стран. Они лишены элементарных социальных прав, включая возможность образования и медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, пользования жильём на цивилизованных условиях. Отмахнуться от этого явления нельзя.
Какова должна быть в этой ситуации задача профсоюзов? Защита интересов работающего человека — это и есть наша задача. И здесь нужна сплочённая и точная работа с органами государственной власти и с работодателями, которые часто используют этот контингент для снижения издержек производства, нарушая права трудовых мигрантов и граждан России.
По этим вопросам мы активно работаем в рамках межведомственных комиссий по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, образованных администрациями края и г. Красноярска, проводим совместные проверки организаций, привлекающих иностранных работников.
Наша задача — добиваться того, чтобы и работодатели, привлекающие иностранных работников, производили за них в полном объеме отчисления налогов и страховых взносов. Для этого необходимо в коллективных договорах предусматривать условия труда, уровень оплаты труда таких работников и обязательства работодателей по перечислению за них налогов и взносов во внебюджетные фонды. Такие положения внесены в Рекомендации по подготовке и заключению коллективных договоров, разработанных ФПКК.
И в заключении хочу подчеркнуть, что не стоит переоценивать положительные результаты и, тем более, останавливаться на достигнутом. Социально-трудовую проблематику, включающую в себя целый ряд вопросов (занятость трудоспособного населения, привлечение иностранной рабочей силы, достойная оплата труда, создание безопасных условий труда), необходимо рассматривать в комплексе. На сегодняшний день это можно делать в рамках трехстороннего соглашения, решения которого носят рекомендательный характер.
Л.В. СОЛОВЬЯН, заместитель председателя Федерации профсоюзов Красноярского края
/24/44./07/44./2008/44 - 22:44

Версия для печати
Наверх
|