Хватит ли бензина?
Вчера состоялась Всероссийская акция протеста против роста цен на топливо. Красноярцы не остались в стороне. На площади Революции прошел пикет, организованный профсоюзами края. Более трехсот человек вышли с требованием: “Нет росту цен на топливо””
Многострадальная автотранспортная отрасль ждет — не дождется решения всех своих проблем. То есть не своих, а наших — общих. Потому что все мы — в одной упряжке.
"Профсоюзы Красноярья" вкупе с сайтом www.old-fpkk.ru неоднократно рассказывали о положении дел в отрасли своим читателям и посетителям. Те, кто следит за ситуацией, в курсе, что самих автотранспортников в молчании да бездействии не обвинишь: и профсоюз, и руководители организаций перевозчиков стучатся во все двери, возмущаются во весь голос.
Вот только до сих пор тревожные воззвания остаются практически без ответа. А поводов для тревоги предостаточно. Говоря протокольным языком, финансово-экономическое положение автотранспортных предприятий края не позволяет обеспечить социальные гарантии своим работникам. За этой казенной фразой много фактов. Много человеческого.
Заработные платы низкие, в ход вовсю идут пресловутые "конверты", режим труда и отдыха водителей не соблюдается, средств на охрану труда не хватает, квалифицированных кадров тоже недостача, подвижной состав не ремонтируется, автотранспортные предприятия разваливаются…
Существующие пассажирские тарифы, которые регулируются краевой администрацией, далеки от реального положения дел, совершенно не соотносятся с фактическими затратами перевозчиков. Например, с 2002 года на международных перевозках пассажирские тарифы увеличились на 79 процентов, а стоимость дизельного топлива (одной из основных статей затрат перевозчиков) — на 335 процентов!
Субсидии из краевого бюджета на оплату проезда льготников явно недостаточны и распределяются не по реальным потребностям, а по непонятным основаниям.
Роль краевой администрации в управлении транспортом состоит не только в установлении тарифов, но и в согласовании маршрутов. Здесь тоже, мягко говоря, непорядок. В соответствии с установленными расписаниями на междугородних перевозках из одного пункта одновременно отправляется по нескольку автобусов. На особенно "хлебных" маршрутах — до 4-5 сразу. В итоге начинаются самые настоящие гонки конкурентов за пассажирским рублем: кто успел — тот и съел. Этот аттракцион нам, пассажирам, хорошо известен.
Вот такое получается государственное регулирование на транспорте. Заработать прибыль с перевозок законной возможности не остается. Выживает хитрейший.
Перевозчики признаются: доедаем то, что было раньше. Обеспечиваем безубыточную работу, не проводя нужного ремонта техники и сооружений, не платя достойной заработной платы… в общем, в ущерб качеству обслуживания и безопасности перевозок.
В результате плохо — измученным водителям, крутящим баранку за низкую зарплату; пассажирам, которым нынче никто не гарантирует безопасность; руководителям организаций перевозчиков, терпящим убытки… Неизвестно только, кому — хорошо.
Автотранспортники говорят прямо: в крае нет внятной транспортной политики, и создается впечатление, что и автомобильного транспорта как отрасли экономики не существует. Действительно, позиция краевой власти вплоть до сегодняшнего дня выглядела не совсем адекватно. Проблемами отрасли, кроме ее работников, никто не интересовался, на неоднократные призывы к губернатору не было получено толкового ответа, а отраслевое краевое тарифное соглашение на 2008-2010 годы, которое было представлено в администрацию края аж прошлогодним декабрем и о котором настойчиво твердили властям транспортники, подписано лишь недавно.
Глава краевой организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Виктор Медведев подчеркнул, что оно вступило в силу, и те, кто пытается уйти от его исполнения, не уйдет от правосудия. Судебные процессы действительно уже идут. Автотранспортники требуют выплатить разницу между официально выплачиваемой ставкой и установленной тарифным соглашением. Цифры получаются солидными. Так, сумма по иску, подготовленному председателем профкома Дивногорского АТП Валерием Наумцевым по всем членам рабочего коллектива, составляет 57 миллионов рублей. "Чтобы выплатить эти деньги, нужно продать весь парк и оставить людей без работы", — признается В. Г. Медведев. Средств-то нет! Вот и получается, что людям приходится выбирать между своими кровными, честно заработанными — и жизнью родного предприятия.
В некоторых случаях промедление — смерти подобно. И если власть об этом не позаботилась, затягивая подписание соглашения, то профсоюзу приходится быть начеку.
Перевозчики и отраслевой профсоюз ищут поддержки и у Федерации профсоюзов Красноярского края. На недавнем совещании автотранспортников в ФПКК лидер профсоюзов края Олег Исянов что федерация в стороне не останется. Будут активные встречи с министром Ядовым, с председателем правительства края, обращения в Законодательное собрание…
В общем, больной вопрос автомобильного транспорта было решено вынести на обсуждение профильного комитета Законодательного Собрания края и заседание краевой трехсторонней комиссии. ФПКК обещает, что о проблеме услышат все: готовятся общественные слушания по состоянию дел в автомобильной отрасли Красноярского края.
А может быть, и, правда: Правительство Красноярского края окажется рачительнее, чем краевая власть в прежней своей ипостаси? И воз автотранспортных проблем, наконец, тронется...
Если, конечно, бензина хватит. И будет, на что его приобрести.
Потому как ведь бензин нынче дорогой!
Это значит, что "бензиновую проблему" следует решать всем миром и всеми законными средствами.
Ирина Серёдкина
Зам. заведующего информационно-редакционного отдела Федерации профсоюзов Красноярского края
/11/07./09/07./2008/07 - 21:07

Версия для печати
Наверх
|