На сломе времен
18 февраля состоялся очередной пленум Красноярской краевой организации профсоюза машиностроителей РФ. Кроме членов крайкома в работе пленума принимал участие заместитель министра промышленности и экономики Красноярского края Александр Климин.
Главный вопрос повестки дня — о задачах профсоюзных организаций в условиях финансового кризиса и об итогах их работы в 2008 году. Кроме того, был утвержден план работы краевого комитета профсоюза в 2009 году, обсужден ряд финансовых вопросов и пр.
ПРОФСОЮЗ И КРИЗИС
Замминистра промышленности и энергетики Красноярского края привел некоторые цифры, характеризующие состояние дел в машиностроительной отрасли. По его словам, с сентября произошло резкое сокращение объёма продукции — до 80%. В принятом правительством плане антикризисных мер значатся, и предприятия, продукция которых относится к гражданскому машиностроению. В список попали завод комбайнов и Краслесмаш. Относительно Сибтяжмаша решен вопрос о производстве там кранов для "Росатома".
"Мы не можем национализировать все предприятия, которые лежат на боку", — заметил А.А. Климин. Однако те машиностроительные предприятия, которым особенно трудно и продукция которых особенно нужна краю, имеют шанс попасть в перечень предприятий, частично финансируемых государством. Но, тем не менее, без частных инвесторов сегодня не обойтись.
Негативное влияние мирового финансового кризиса на экономическое положение предприятий машиностроительной отрасли края было особо отмечено в докладе председателя крайкома профсоюза машиностроителей Валентины Кривоносовой.
В таких условиях огромное значение имеет состояние профсоюзных организаций, их численность, исполнительность выборных органов… — иными словами, способность профорганизаций защитить интересы наемных работников.
2009 год — отчетный для машиностроительного профсоюза, а это значит, что отчётно-выборная кампания должна быть использована для укрепления профсоюзных организаций, усиления позиций профсоюза.
— Задача профсоюзных организаций, наша с вами задача в период мирового финансового кризиса состоит в том, чтобы защитить интересы членов профсоюза, не закрывать глаза на нарушения Трудового кодекса в отношении работников. Членам профсоюза нужно оказывать посильную помощь, чаще беседовать с ними, определять проблемы и стараться решать их. Нужно предостерегать работников от написания заявлений на отпуска без сохранения заработной платы или о согласии на укороченную неделю, объяснять последствия, — подчеркнула В.И. Кривоносова.
Какая же база есть у краевой организации профсоюза машиностроителей для выполнения этих задач.
По состоянию на 1 января 2009 года, общая численность членов профсоюза в крае — 6252 человека.
По сравнению с 2007 годом профчленство снизилось на 645 человек и составляет теперь 55,9%.
Наибольший охват профсоюзным членством остается на Красноярском заводе прицепной технике (85,1%).
Самыми крупными первичными организациями являются первички завода комбайнов (1321) и Сибтяжмаша (1212). Однако охват же профсоюзным членством на Сибтяжмаше ниже среднеотраслевого, всего 51,4 %.
Среди важных причин снижения профсоюзного членства называются, в частности, реструктуризация и реорганизация производства, банкротство и нестабильная работа предприятий. Все это ведет к сокращению числа работающих, текучести кадров из-за низкой заработной платы. Кроме того, приходится в этом признаться, имеет место нежелание работников платить профсоюзные взносы при получении ими высокой заработной платы и сохранения права получения социальных льгот и гарантий всем работникам предприятий и организаций, предусмотренных коллективными договорами, качество которых возрастает за счёт активной работы профкомов.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
По состоянию на 1.01.2009 г. коллективные договоры заключены первичными профсоюзными организациями в 8 организациях. К сожалению, нет колдоговоров в ООО "Агрозапчасть" и Красноярском заводе тяжелого машиностроения.
Колдоговорной защитой охвачено 92,2% наёмных работников и 93,4% членов профсоюза. Отраслевые тарифные и региональные соглашения также распространяются на всех работающих. Так, обратила внимание присутствующих В.И. Кривоносова, в ОТС по машиностроительному комплексу на 2008-2010 годы четко прописано, что работодатель обеспечивает установление минимальной месячной заработной платы не ниже полуторного размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
В прошедшем году, как и всегда, приоритетными в деятельности профсоюза были вопросы повышения заработной платы. Темп роста среднемесячной заработной платы за 2008 год по сравнению с предыдущим годом составил 116,4%. Среднемесячная заработная плата в целом по предприятиям составила 12748 руб.. Значительно выросла в 2008 году заработная плата в автомеханическом техникуме (2007 — 7352 руб., 2008 — 11048 руб.). Рост заработной платы на многих предприятиях был достигнут, в основном, за счёт роста объёмов производства, производительности труда (зачастую с применением сверхурочных работ).
В то же время сохраняется значительная разница в уровнях заработной платы. Выше средней заработная плата на Спецтехномаше (18822 руб.), Краслесмаше (18181 руб.), заводе комбайнов (14682 руб.).
Самая низкая заработная плата в Агрозапчасти г. Назарово (7230 руб.); на канском машиностроительном заводе "Сегмент" ( 8715 руб.), на Сибтяжмаше (10069 руб.). Для сведения: средняя заработная плата по краю составляет 19 343 руб.
В настоящее кризисное время неполная занятость работников, вынужденные простои привели к значительному снижению заработной платы. Начиная с сентября, на большинстве машиностроительных предприятий реальная заработная плата сократилась на 30-60%.
Финансовая нестабильность создаёт ещё одну острую проблему — своевременность выплаты заработной платы работникам. На предприятиях возникают задержки выплаты зарплаты. Например, в ООО "Крастяжмаш" задолженность по заработной плате составляет 33 млн. рублей.
ПРОФСОЮЗНОЙ АКЦИИ БЫТЬ
— Государство должно направлять экономику и устанавливать контроль над финансовыми потоками, главной же обязанностью правительства должна быть защита своих граждан, — уверена В.И. Кривоносова.
Еще в ноябре прошлого года ФНПР были выработаны предложения к правительству и работодателям по преодолению кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Многие из них нашли отражение в решениях органов государственной власти РФ. В результате правительство приняло решение об увеличении максимального пособия по безработице, а также по уменьшению квоты на привлечение иностранной рабочей силы в 2009 году. Также разработаны специальные меры поддержки реального сектора и наиболее крупных, стратегических и градообразующих предприятий. Правительством предпринят ряд решений о дополнительной поддержке граждан, купивших жильё в кредит.
Госдумой внесены изменения в закон "О занятости населения в РФ", Федеральный бюджет на 2009-2011гг. и другие законы, которые направлены на снижение напряжённости на рынке труда, усиление роли государства в осуществлении активной политики занятости, увеличение объёмов финансирования мероприятий в сфере содействия занятости.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые крупномасштабные антикризисные меры, остались нерешёнными проблемы с ростом тарифов (цен) на продукцию (услуги) естественных монополий и высокими ставками кредитования предприятий.
…Наиболее чувствительными к негативным последствиям кризиса оказались машиностроительные предприятия. Спрос на продукцию резко упал, и некоторые предприятия просто остановились. В свою очередь, снижение объёмов производства привело к возникновению неприятных последствий, как для предприятий, так и для работников.
При изменении социально-трудовых и производственных отношений, происходящих на предприятиях, то есть сокращении численности персонала, на первый план для профсоюза вышла задача контроля выполнения коллективных договоров и соблюдения Трудового кодекса.
— Отсутствие поддержки со стороны государства машиностроительных предприятий неизбежно приведёт к сворачиванию производств, — акцентирует В. И. Кривоносова. — Потому с момента возникновения тяжёлой экономической ситуации ЦК профсоюза было направлено обращение к Правительству РФ и "Союзу машиностроителей России", где были сформулированы ряд первоочередных задач, решение которых позволило бы стабилизировать ситуацию в отрасли. В свою очередь председатель Союза машиностроителей Чемезов обратился к премьер-министру Путину. Основная часть этих предложений, которые направлены на защиту машиностроительного сектора экономики в условиях мирового финансового кризиса, была учтена в выработанном правительством комплексе мер по поддержке предприятий сельскохозяйственного машиностроения.
Таким образом, у Красноярского завода комбайнов появилась надежда вернуться к нормальной работе. Возможно, принятые меры позитивно скажутся на предприятиях, работающих в кооперации с заводом комбайнов, например, ООО "Агрозапчасть" г. Назарово. А вот с ОАО "Краслесмаш" уже заключён государственный контракт на выпуск машин "нового поколения" для лесной промышленности.
…Но, тем не менее, далеко не для всех машиностроительных предприятий забрезжил свет в конце тоннеля. На 26 российских машиностроительных предприятиях производство остановлено полностью, 180 работают по укороченному графику. Профсоюзные организации западных регионов предлагают провести профсоюзную акцию.
Пленум Красноярской краевой организации профсоюза машиностроителей принял решение поддержать предложение о проведении профсоюзной акции в поддержку отечественной промышленности и машиностроения.
Александра Ненина
Корреспондент
/26/09./02/09./2009/09 - 16:09

Версия для печати
Наверх
|