|
Наша новая школа
Перед началом нового учебного года состоялся традиционный августовский совет работников образования Красноярского края. Впервые краевой педсовет собрался в объединенном составе — здесь присутствовали представители начального и среднего, дошкольного, специального, общего
и дополнительного образования.
Центральная тема, разбираемая на большом собрании учителей, касалась реализации президентского проекта (или иначе — национальной инициативы) "Наша новая школа" на территории края. С основополагающим докладом — на тему "Наша новая школа: общее и профессиональное образование для экономики края" — выступил министр образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев.
ОБЩАЯ КАРТИНА
Сегодня в крае работает 2688 учреждений образования, где обучаются и воспитываются 665 тысяч человек.
В 2007 году расходы краевого бюджета на образование составили 29,5 млрд. руб., в 2008 — чуть больше 37 млрд. На этот год предусмотрено почти 41,5 млрд. руб.
Детей в возрасте от 10 до 15 лет в последние годы стало меньше практически на 31 тысячу, заметил В.В. Башев. Однако рождаемость последних трех лет показывает рост числа детей. Это значит, что в ближайшее время им будут необходимы дошкольные образовательные программы, а к 2015 году — школы.
Вместе с тем, за период с сентября 2008-го по август 2009 года общее количество школ сократилось на 77. Ликвидировано 26 дневных общеобразовательных учреждения и 51 филиал, а также проведена реорганизация 22 школ.
— Хочу специально отметить, — тут же пояснил В.В. Башев, — что ликвидированные школы не соответствовали современным нормам и требованиям, а реорганизованные — возрастной структуре детского населения.
В дневных общеобразовательных школах с 1 сентября обучаются 294,3 тыс. ребятишек. Это на 3,6 тысяч больше, чем в прошлом году.
Сеть профессионального образования охватывает почти 26 тыс. студентов; она представлена 65 учреждениями начального профобразования и 14 — среднего, которые подведомственны министерству образования и науки края, а также 52 учреждениями ведомственного и федерального подчинения. Почти 17 тыс. выпускников ежегодно трудоустраиваются в крае. В учреждениях профессионального образования уменьшается количество учащихся: начального почти на 5 тыс. человек, среднего профессионального — на 6 тысяч. В последнее время закрыто 7 учреждений начального и 4 — среднего профессионального образования.
В крае также работает 7 педагогических колледжей и два института повышения квалификации. В колледжах обучается 2662 студента — будущих учителей, администраторов и других работников образования, а в ИПК повышают квалификацию около 6 тыс. учителей в год.
РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Особое внимание в докладе было уделено вопросу о развитии учительского потенциала. Для этого инициатива "Наша новая школа" предполагает целый ряд мер. Например, внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов; распространение эффективных способов работы лучших учителей и проч.
И определенные заделы в этом отношении есть. Вот некоторые цифры.
В системе образования края трудится более 102 тысяч работников, из них почти 25,3 тысячи — учителя школ. За 4 года проведения конкурса лучших учителей в Красноярском крае его участниками стали 5257 учителей общеобразовательных школ края, из них 1013 человек получили денежное поощрение в размере 100,0 тыс. руб., а 993 — в размере 40 тыс. руб. В рамках реализации краевой целевой программы "Дети" финансовая поддержка за счет средств краевого бюджета была оказана 1300 воспитателям муниципальных дошкольных образовательных учреждений на общую сумму 52 млн. рублей. 316 педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей была оказана финансовая поддержка на общую сумму 12 млн. руб.
По мнению министра образования края, в ближайшее время необходимо сделать следующее:
— Мы должны сосредоточиться на моральном и материальном стимулировании лучших учителей через конференции, сборы и фестивали, отдельные программы, через развитие краевых профессиональных конкурсов. Но кроме этого, нам необходимо внимательно оценить профессиональное состояние педагогов, включая образовательные цензы, эффективность, переподготовку и повышение квалификации с тем, чтобы в среднесрочной перспективе выйти на краевую программу формирования кадрового потенциала учительства Красноярского края, на новые формы аттестации и профессионального роста.
Уже в этом году предполагается выделить более двух миллионов рублей на призовой фонд конкурсов среди учителей и администраторов как муниципального, так и краевого уровней.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗА
Активное участие в краевом педсовете принял профсоюз работников народного образования и науки в лице его региональной организации. Особенное внимание профсоюза вызвала проблема развития творческого потенциала педагогов. На этот счет сформирован целый пакет предложений по трем направлениям: социально-экономическая поддержка работников; новые подходы к аттестации; совершенствование методов подготовки.
Так, по мнению профсоюза, необходима разработка краевой программы "Год учителя", которая бы содержала систему мер по формированию позитивного образа учителя, включающую в себя проведение разнообразных конкурсов профессионального мастерства, публичных дискуссий о современных требованиях к учителю, развитие грантовой поддержки педагогов пр.
Не обойтись и без программы "Педагогические кадры", направленной, прежде всего, на сельское учительство, и регулярного обеспечения работников образования санаторно-курортным лечением.
Что касается новой системы оплаты труда, то, как подчеркнула председатель краевой организации профсоюза работников образования Л.В. Косарынцева, здесь важно соблюдение, по крайней мере, трех условий. Во-первых, это закрепление на федеральном уровне базовых гарантированных условий оплаты труда. Во-вторых, обеспечение участия представителей работников — в лице выборных профсоюзных органов — в распределении стимулирующих и иных поощрительных выплат. И в-третьих, переход на новые системы оплаты труда должен состояться только при условии выполнения трудового законодательства.
— Потому что ведь модельная методика оплаты труда, ставящая зарплату учителя в жесткую зависимость от количества учеников в классе, совершенно не увязывается с законодательством о труде, — поясняет Людмила Васильевна.
В законопроекте о НСОТ, предложенном министерством финансов края, эта методика существует как приложение, как вариант, который при желании может быть использован работодателем. Однако точка еще не поставлена, закон не принят — и профсоюз надеется, что даже в качестве варианта модельная методика будет из него исключена.
На августовском педсовете, на секции, где рассматривались вопросы социально-экономической поддержки педагогов, профсоюз высказал и свое мнение относительно предложения президента о пополнении учительского корпуса за счет новых кадров без базового педагогического образования. Мнение резко отрицательное. Не может сапоги тачать пирожник, а людей лечить человек без медицинского образования, так почему же исключение делается для педагогического труда?..
— С одной стороны, сегодня мы не можем говорить о недостаточном количестве педагогических работников. С другой же — наша отрасль катастрофически стареет. Если уйдут работники пенсионного возраста, то заменить их, в принципе, некем, — признается Л.В. Косарынцева. — Да и качество подготовки молодых специалистов нередко оставляет желать лучшего. К величайшему сожалению, сплошь да рядом в педагогические вузы идут те ребята, которые не поступили в другие места; и к еще большему сожалению, педагогические вузы не слишком придирчивы в отборе будущих учительских кадров. И в таком положении вещей трудно кого-либо обвинить. Общее нездоровье общества привело к падению престижности профессии, а оно, в свою очередь, отразилось на понижении качества образования… Привлечение в педагогику кадров "со стороны" вряд ли решит проблему. По-видимому, необходим целый комплекс мер для оздоровления педагогики как таковой (от повышения жизненного уровня учителя до формирования его положительного имиджа), который нельзя предпринять без оздоровления общества в целом… Следующий — 2010 — год объявлен в России годом Учителя. Будем надеяться, что дело не ограничится лишь одними словами и положение учителя улучшится не номинально, а фактически…
Александра Ненина
Корреспондент
/11/58./09/58./2009/58 - 20:58

Версия для печати
Наверх
|