Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
     N02-2014
     N03-2014
     N05-2014
     N08-2014
     N09-2014
     N12-2014
     N13-2014
     N15-2014
     N16-2014
     N17-2014
     N20-2014
     N22-2014
     N23-2014
     N24-2014
     N30-2014
     N31-2014
     N34-2014
     N35-2014
     N36-2014
     N37-2014
     N38-2014
     N39-2014
     N40-2014
     N41-2014
     N43-2014
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 old-fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Что нужно знать о расчетном листке?

Первомай-2021: как это было

"Профсоюз слышат" Мэр Красноярска провел встречу с профсоюзным активом края

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021


На сайте размещено
материалов: 2757


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N03-2014

Что день грядущий нам готовит

С 1 января 2014 года в стране вместо традиционной аттестации рабочих мест введен новый метод — специальная оценка условий труда. Эта тема давно стала не только объектом обсуждения в юридических кругах, но и является предметом заботы работодателей и, конечно, профсоюзов. По официальным статистическим данным в России за последние годы выросло количество работников, занятых в условиях труда с вредными и опасными производственными факторами. Профсоюзным лидерам, активистам, да и работникам в целом, бесспорно, важно и полезно узнать о том, какие же перемены грядут в сфере системы оценки безопасности на рабочих местах. Нашим читателям расскажут об этом специалисты Федерации профсоюзов Красноярского края, которые подготовили комментарии к Федеральным Законам «О специальной оценке условий труда» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».


О СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА

Помимо достойной оплаты труда работники имеют право на сохранение жизни и здоровья как в ходе трудового процесса, так и по окончании трудовой деятельности.

Для того, чтобы выяснить, в каких условиях работают люди, подобрать эффективные средства индивидуальной защиты, объективно установить виды и размеры компенсаций за работу во вредных условиях труда, спланировать необходимые мероприятия по улучшению условий труда раньше проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда.

3 сентября 2013 года в Госдуму был внесен проект закона «О специальной оценке условий труда», а также сопутствующий ему проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Цель такого новшества, как следует из пояснительной записки к проекту закона — «унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда».

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями. Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих (напомним, что прежде были установлены иные исключения, в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в статье 19 закона "О специальной оценке условий труда". Часть 2 статьи 4 закона устанавливает обязанности работодателя, в том числе по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

В целом, последовательность мероприятий по специальной оценке условий труда аналогична действовавшей процедуре аттестации рабочих мест: создание комиссии (с участием представителей работников); формирование перечней рабочих мест и опасных и вредных производственных факторов, подлежащих учету или измерению их уровня; проведение инструментальных измерений уровней вредных производственных факторов; оформление результатов.

Классификация условий труда тоже осталась прежней - условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:

• оптимальные (1 класс)
• допустимые (2 класс)
• вредные (3 класс)
• опасные (4 класс).

Вредные (3 класс), как и ранее, подразделяются на 4 степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4).

Однако в том виде, в каком законопроекты были внесены на рассмотрение Госдумой, они вызывали сомнения, недоумение, а иногда и негодование по ряду вопросов.

Нами они были подробно изучены, проведены консультации и обсуждение на различных уровнях, в том числе, на межрегиональной конференции в г. Новокузнецке. Проведен постатейный анализ законопроектов. Выработанный пакет замечаний и предложений направлен в адрес президента РФ, председателя Правительства РФ, спикера Госдумы, лидеров политических партий.

23 декабря 2013 года проекты законов приняты Госдумой в 3 чтении, 28 декабря - подписаны Президентом РФ и, за исключением отдельных статей, вступили в силу с 1 января 2014 года. Отметим, что в принятом виде это гораздо более приемлемые документы, и в этом, надо сказать, есть и заслуга профсоюзов.

В то же время в принятой редакции закона «О специальной оценке условий труда» остался ряд сомнительных моментов.

Так, пунктом 4 статьи 10 установлено, что в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

Согласно статье 11, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация действительна в течение пяти лет, и по истечении срока действия в случае отсутствия в период ее действия на данном рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.

Возникает вопрос: каким образом можно связать заболевание с производством, если фактор не был идентифицирован, то есть, его фактически нет?

Пунктом 6 статьи 14 установлено, что в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией. Делается это на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Но применение СИЗ не может улучшить условия труда. Практики снижения класса (подкласса) вредности по этой причине нет в мире. Практика повышения – есть. Применение методики снижения класса (подкласса) условий труда на примере показывает, что чем больше СИЗ использует работник, тем больше вероятность, что у него будет снижен класс (подкласс) условий труда.

Глава 3 закона устанавливает требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда и квалификации экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Согласно статье 20, к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. Лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие высшего образования;

2) наличие дополнительного профессионального образования, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа;

3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.

Возникает вопрос подготовки кадров. Откуда брать молодых специалистов? Практики аттестации рабочих мест больше не будет!

В соответствии со статьей 24 Закона, экспертиза качества специальной оценки условий труда, осуществляемая органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым Кодексом Российской Федерации, может проводиться:

1) по представлениям Государственной инспекции труда, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;

2) по поданным непосредственно в Государственную экспертизу условий труда заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков.

При этом проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя.

Таким образом, обращение через Государственную инспекцию труда – бесплатно, а напрямую в органы государственной экспертизы условий труда – на платной основе.

В случае возникновения разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда статьей 26 Закона предусмотрены следующие пути их разрешения.

Несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются Государственной инспекцией труда, решение которой может быть обжаловано в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Т.е. можно обращаться либо в Государственную инспекцию труда, либо напрямую в суд.

Положения, содержащиеся в статье 27, регулируют переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем по 31 декабря 2018 года включительно.

Если срок действия аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) истекает в 2014 году, то организации, оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда по 31 декабря 2014 года включительно.

Обязанности экспертов организаций, в данном случае, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее вышеуказанных сроков.

Требования, установленные пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона (наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям), на них не распространяются, соответственно, по 31 декабря 2018 года и по 31 декабря 2014 года включительно.

Если аттестация рабочих мест по условиям труда была проведена до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда», то в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться, за исключением случаев возникновения обстоятельств для внеплановой специальной оценки условий труда, указанных в части 1 статьи 17 Закона (ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда; изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и (или) сырья, применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты; несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание и др.)

Следует также отметить, что для реализации данного закона Минтрудом РФ должны быть утверждены следующие необходимые подзаконные нормативные акты.

• Методика проведения специальной оценки условий труда

• Форма и порядок оформления декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

• Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

• Положение о порядке аттестации физических лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

• Форма, технические требования и инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

• Порядок формирования и ведения реестра лиц, имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда

• Порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда

• Порядок проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда

• Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, на которых специальная оценка условий труда проводится с учетом особенностей

• Стандарт безопасности труда «Процедуры и критерии оценки эффективности использования средств индивидуальной защиты в зависимости от условий труда на рабочих местах»

• Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении средств индивидуальной защиты.

Михаил КУРБАНОВ, технический инспектор труда Федерации профсоюзов Красноярского края



ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ

Наряду с законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", содержащий ряд поправок к другим федеральным законам, в том числе к Трудовому кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях, Уголовному кодексу РФ.

Закон вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением некоторых положений, в частности, статьи 11, вносящей изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которая вступает в силу с 1 января 2015 года.

Трудовым кодексом РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда установлены соответствующие гарантии и компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда).

Поскольку в течение 5 лет так и не был принят нормативный правовой акт, предусмотренный пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 г. № 870, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда, федеральный законодатель внес соответствующие изменения непосредственно в Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Так, в статье 147 ТК РФ установлен минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

В статье 117 ТК РФ установлено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

В прежней редакции для указанных категорий работников минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не была конкретизирована, условия ограничения в предоставлении отпуска по степени вредности и замены денежной компенсацией части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отсутствовали.

Согласно статье 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю), может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В прежней редакции сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливалась для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда всех степеней вредности, увеличение еженедельной продолжительности рабочего времени не было предусмотрено.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Кроме того, в статью 94 ТК РФ были внесены изменения, касающиеся продолжительности ежедневной работы (смены) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов), при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (не более 36 - 40 часов в неделю):

при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;

при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.

В прежней редакции предельный размер увеличения максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) не был установлен.

В ст. 104 ТК РФ при введенном суммированном учете рабочего времени установлен учетный период для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который не может превышать три месяца.

В прежней редакции для указанных категорий работников продолжительность учетного периода не оговаривалась (по общим правилам период составлял от 1 месяца до 1 года).

По всему тексту Трудового кодекса РФ «аттестация рабочих мест по условиям труда» заменена на «специальную оценку условий труда».

В соответствии со статьей 15 рассматриваемого Федерального закона все ранее установленные и применяющиеся по состоянию на день вступления в силу названного закона (01.01.2014г.) гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда), должны быть сохранены при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Помимо Трудового кодекса РФ в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) также внесены некоторые изменения (вступают в силу с 1 января 2015 года).

В настоящее время действует статья 5.27 КоАП РФ, по которой к административной ответственности привлекаются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Размер штрафов составляет от 1 тысячи до 5 тысяч рублей на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 30 тысяч до 50 тысяч – на юридических лиц.

Вышеуказанным законом в КоАП РФ введено несколько новых статей: статья 14.54 - нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда, и в отдельную статью 5.27.1 выделены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

С 1 января 2015 г. за нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, должностные лица, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, юридические лица – от 50 тысяч до 80 тысяч рублей. А в соответствии с частями 2-4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, если спецоценка условий труда не проведена или нарушены правила ее проведения, работодателю - организации грозит административный штраф на сумму от 60 до 80 тысяч рублей, индивидуальному предпринимателю или должностному лицу - от 5 до 10 тысяч рублей; допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, и обязательных медицинских осмотров – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или должностное лицо - от 15 до 25 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 110 до 130 тысяч рублей; необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или должностное лицо - от 20 до 30 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 130 до 150 тысяч рублей.

Административная ответственность установлена и для организаций, которые проводят спецоценку условий труда на основании гражданско-правового договора с работодателем. Штраф за нарушение порядка ее проведения для таких организаций может составить от 70 до 100 тысяч рублей (статья 14.54 КоАП РФ).

Кроме того, статься 19.5 КоАП РФ дополнена частью 23: невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей.

В настоящее время размеры штрафов за неисполнение предписания составляют на должностных лиц - от 1 до 2 тысяч рублей; на юридических лиц - от 10 до 20 тысяч рублей.

Кроме административной ответственности, ужесточена и уголовная ответственность за нарушения требований охраны труда (статья 143 УК РФ).

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - в частности, наказывается штрафом в размере до 400 тысяч рублей (в прежней редакции части 1 статьи 143 УК РФ - 200 тысяч рублей), а повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц - наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (часть 3 статьи 143 УК РФ введена указанным Законом).

Также внесены изменения в Федеральные законы от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие, согласно которым в зависимости от результатов специальной оценки условий труда будут устанавливаться размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование досрочной трудовой пенсии, от уплаты которых зависит назначение досрочной трудовой пенсии работникам.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П положения пункта 1 статьи 10 указанного Закона признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или частично страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан. А именно — право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Вопреки положениям Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П в п. 3 ст. 27 Закона № 173-ФЗ внесены следующие изменения: периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 статьи 27 (вредные и тяжелые условия труда) и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1статьи 27, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по указанным в этих подпунктах работам, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем статьей 15 Закона № 421-ФЗ установлено, что положения пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ до установления на рабочих местах по вышеназванным работам, класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ для работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, применяются с 1 января 2014 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда. При определении размера дополнительных тарифов страховых взносов применяются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 1 января 2014 года, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно (пункт 5 статьи 15 закона № 421-ФЗ) (см. таблицу 1).

Аналогичная норма установлена пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В случае непроведения до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда в 2014 и последующие годы для работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 закона № 173-ФЗ (на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах) – таблица 2 и указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 (например, плавсостав на судах речного флота, водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах и др.) – таблица 3, применяются с 1 января 2014 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (части 1, 2 статьи 58.3 закона № 212-ФЗ).

Как будут реализовываться на практике гарантии и компенсации работникам, установленные Трудовым кодексом РФ, право работников на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с внесенными изменениями, меры административной ответственности и другие изменения — покажет время.

Татьяна ПЛЯСКИНА, руководитель отдела правовой работы Федерации профсоюзов Красноярского края



/23/55./01/55./2014/55 - 19:55
3081



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.