Большая протяженность с севера на юг обусловливает значительные различия природно-климатических условий в отдельных частях Красноярского края.
С учетом этого, на территории края может быть выделено три климатических зоны, начиная от абсолютно-дискомфортной – с очень суровой и продолжительной зимой, холодным летом, с наиболее длительным периодом ультрафиолетовой недостаточности - на Крайнем Севере, и заканчивая относительно дискомфортной зоной – с умеренно теплым относительно продолжительным летом в южных районах края.
Сами по себе климатические условия не являются решающим фактором процесса воспроизводства рабочей силы, но они способствуют ему, ослабляют или стимулируют интенсивность его протекания.
Природно-климатические условия, под которыми понимается «взаимодействие рельефа, климата, почвы, гидрографии, флоры и фауны», влияют, прежде всего, на размер и состав потребностей.
Более длительная и более суровая зима в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, вызывает повышение затрат рабочей силы в процессе труда, увеличивает расходы на питание, одежду, обувь и пр., что требует больших расходов на воспроизводство рабочей силы по сравнению с центральными и южными районами страны.
Так, учеными было определено, что потребность организма в питании (по калорийности) в условиях холодного климата повышается в среднем на 20% при производстве одной и той же работы в сравнении с условиями средней климатической зоны.
Приспособление человека к различным природно-климатическим условиям происходит также путем внешней защиты организма от неблагоприятных воздействий данных условий (суровость погоды, температура воздуха, скорость ветра при отрицательных температурах воздуха, продолжительность безморозного периода и пр.). Назначение одежды, обуви, жилища и т.п. в данном случае состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия при внешнем взаимодействии человеческого организма с окружающей средой, поскольку энергетические затраты организма увеличиваются, если деятельность человека связана с непосредственным пребыванием на открытом воздухе по сравнению с работой в закрытом помещении.
В зоне холодного климата (куда относится вся Сибирь), где по результатам исследований плюсовая температура наблюдается в течение немногим более 1/5 части года, требуется специальная одежда и обувь, уменьшающие отдачу тепла с поверхности тела. Более высокие требования предъявляются к качеству и благоустройству жилых домов.
Из сказанного следует, что региональные различия в условиях жизни населения во многом определяются степенью благоприятности природно-климатических условий. Именно климатические условия обусловливают повышенные расходы населения на питание, теплую одежду, услуги.
В целях уменьшения негативных воздействий природно-климатических факторов на организм человека и создания благоприятной среды проживания, в бывшем Союзе ССР были приняты нормативные правовые акты, устанавливающие определенные льготы, гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в указанных местностях. Значительная часть установленных льгот, гарантий и компенсаций продолжает действовать и поныне.
Нормативно-правовая основа для распределения территории Красноярского края по климатическим зонам
Таблица 1
1-ая зона
|
2-ая зона
|
3-я зона
|
Районы
Крайнего Севера
|
Районы (местности), приравненные
к районам Крайнего Севера
|
Территории края, не отнесенные
к районам Крайнего Севера
и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются
районный коэффициент
и процентная надбавка
к заработной плате*
|
Постановление СМ СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (в редакции Постановления Правительства РФ от 03 марта 2012 г. № 170)
|
Официально утвержденный перечень указанных территорий отсутствует.
Определяющим признаком отнесения территорий края к данной зоне, является начисление и выплата в данных районах края районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
|
Перечень районов (местностей) Красноярского края по трем климатическим зонам
Таблица 2
1-ая зона
|
2-ая зона
|
3-я зона
|
Районы
Крайнего Севера
на территории
Красноярского края
|
Районы (местности), приравненные
к районам Крайнего Севера,
на территории
Красноярского края
|
Территории края, не отнесенные к районам Крайнего Севера и
приравненным к ним местностям, но в которых выплачиваются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате*
|
р а й о н ы
|
р а й о н ы
|
р а й о н ы
|
Северо-Енисейский
Туруханский
Таймырский Долгано-Ненецкий
Эвенкийский
г о р о д а
Норильск
Игарка
|
Богучанский
Енисейский
Кежемский
Мотыгинский
г о р о д а
Енисейск
Лесосибирск
|
Абанский
Ачинский
Балахтинский
Березовский
Бирилюский
Боготольский
Большемуртинский
Большеулуйский
Дзержинский
Емельяновский
Ермаковский
|
Козульский
Курагинский
Манский
Минусинский
Назаровский
Нижнеингашский
Новоселовский
Партизанский
Пировский
Рыбинский
Саянский
|
|
|
Идринский
Иланский
Ирбейский
Казачинский
Канский
Каратузский
Краснотуранский
|
Сухобузимский Тасеевский
Тюхтетский
Ужурский
Уярский
Шарыповский
Шушенский
|
|
|
г о р о д а
|
|
|
Ачинск
Боготол
Бородино
Дивногорск
Канск
Красноярск
Минусинск
Назарово
|
Сосновоборск
Шарыпово
п. Кедровый
З А Т О
Железногорск Зеленогорск
п. Солнечный
|
*Примечание: территории (города и районы) Красноярского края, не отнесенные к районам Крайнего Севера и к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, в различных нормативных правовых актах именуются по разному. Так, к примеру, в ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» приведено понятие «остальные районы Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка».
В подзаконных нормативных правовых актах закреплено также и другое наименование (понятие) территорий Красноярского края, не отнесенных к районам Крайнего Севера и местностям к ним приравненным. Так, в приказе Министерства труда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 3 «Об утверждении инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255» закреплено понятие «южные районы Красноярского края», которое фактически и юридически является тождеством понятию «остальные районы Севера» (ст. 14 указанного Закона). Помимо этого существует и такое понятие как «южные районы Восточной Сибири», которое закреплено в Постановлении Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)». В указанном Разъяснении говорится, «под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате».
Таким образом, в нормативных правовых актах приводятся несколько наименований (понятий), которые фактически определяют одно и то же, а именно: территории (города и районы) Красноярского края, не отнесенные к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним.