Социальное партнерство: итоги и перспективы
Работа сторон социального партнерства стала одним из главных вопросов прошедшей в конце октября краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В Красноярском крае создана и постоянно работает краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Ее участники – профсоюзы, власть и работодатели. Как выстраивает свою деятельность в территориях края каждая из сторон, решено было обсудить на очередном заседании краевой трехсторонней комиссии. Первым с докладом выступил заместитель председателя Федерации профсоюзов Красноярского края Сергей Ледовских.
Свое выступление он начал с общей информации о ФПКК. На начало года в Федерации профсоюзов Красноярского края насчитывалось 2983 первичных профсоюзных организации, в которых состоят 284056 членов профсоюзов. Есть небольшие первички – и по 15-20 человек, а есть крупные – по нескольку тысяч. Зачастую высокую активность проявляют не самые крупные первичные профсоюзные организации. Такие примеры есть в ЖКХ, авиации, угольной отрасли, образовании и ряде других отраслей. Несмотря на все сложности сегодняшнего времени, реорганизацию и ликвидацию предприятий, создаются новые первичные профсоюзные организации. Люди хотят защищать свои права, в том числе, с помощью профсоюза. Так, в частности, за прошлый год было создано 79 новых первичных профсоюзных организаций.
Как отметил Сергей Ледовских, ФПКК уделяет большое внимание работе по созданию координационных советов и оказывает всяческое содействие в их работе.
Сегодня в 49 городских округах и муниципальных районах края создано 46 координационных советов организаций профсоюзов, сформированы 44 территориальных трехсторонних комиссии, заключены и действуют 37 территориальных трехсторонних соглашений. В некоторых муниципальных образованиях, а именно Ачинске и Ачинском районе, Шарыпово и Шарыповском районе, Назарово и Назаровском районе, действуют объединенные координационные советы. По словам Сергея Ледовских, работают они не во всех территориях одинаково. К примеру в Шарыпово и Шарыповском районе работа координационных советов выстроена, а в Назарово и Назаровском районе, в Ачинске и Ачинском районе – в городах работа выстроена, а районы остались в «стороне».
Не всегда везде сразу удаётся создать хорошую команду, есть промахи с профсоюзными кадрами. Вместе с этим обучению отводится важное место. Кадры готовят в Восточно-Сибирском региональном учебном центре профсоюзов в Красноярске, в Академии труда и социальных отношений в Москве и Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Кроме того, проводятся выездные семинары в городах и районах края.
Большой сложностью для председателей является то, что большинство из них не освобождены от основной работы. Тем не менее работа выстраивается совместно с руководством районов и городов, там где есть и с объединениями работодателей. В качестве положительных примеров заместитель председателя ФПКК назвал города Ачинск, Канск, Лесосибирск, Шарыпово, Каратузский, Уярский, Ермаковский, Абанский, Шушенский районы. Также сейчас улучшается ситуация в Дивногорске.
Но есть территории, где не все так гладко. Это города Бородино, Сосновоборск, Назаровский, Минусинский, Ачинский, Балахтинский, Мотыгинский, Емельяновский, Богучанский и ряд других районов. Среди причин Сергей Ледовских назвал и недоработку профсоюзной стороны, и равнодушие либо игнорирование этого направления работы со стороны руководства районов и городов, и отсутствие объединений работодателей, либо их формальный подход там, где они есть.
Конечно, работа по развитию социального партнерства в городах и районах идет, но в последние годы ее ослабили, констатировал Сергей Ледовских. Если в 2008-2013 годы представители краевой власти, ФПКК, работодатели выезжали в города и районы края, то сейчас общение в основном свелось к телефонному разговору. Соответственно, формальный запрос – формальный ответ. Вот и выходит, что на бумаге всё нормально, комиссия создана, соглашение заключено, даже план работы есть, а работа не всегда ведется. При этом Федерация профсоюзов края самостоятельно продолжает планировать и проводить такие выезды. Кроме решения организационных вопросов специалисты ФПКК убеждают руководителей городов и районов в необходимости создавать объединения работодателей. До конца этого года есть намерение поработать в Идринском, Минусинском, Саянском и Балахтинском районах.
В этом году территориальные трехсторонние соглашения заключили в 12 территориях. Это города Зеленогорск, Канск, Бирилюсский, Енисейский, Ермаковский, Канский, Кежемский, Нижнеингашский, Партизанский, Пировский, Сухобузимский, Ужурский районы. Многие профлидеры активно участвуют в жизни городов и районов. Так, председатели координационных советов Абанского, Енисейского, Боготольского, Ермаковского, Тюхтетского, Шушенского, Партизанского районов и города Назарово входят в состав ряда комиссий, созданных при администрациях муниципальных образований. Председатели координационных советов Боготольского, Ермаковского, Тюхтетского районов – депутаты районных советов депутатов.
Экономическая ситуация как в крае, так и в целом в России, говорит о необходимости создания и организации работы комиссий на территориальном уровне. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях трехсторонних комиссий затрагивают все стороны трудовых отношений. Это и трудоустройство молодежи, и повышение минимальной заработной платы, и соблюдение условий охраны труда, и диспансеризация взрослого населения, и работа пассажирского транспорта, и состояние дорог, и доступность школ и поликлиник, и организация и проведение летнего отдыха детей и многое другое.
Поэтому Сергей Ледовских призвал каждую сторону социального партнерства активизировать деятельность и предложил обратиться к главам городов и районов с тем, чтобы они возглавили эту работу.
Затем слово взяла начальник отдела анализа и прогнозирования уровня жизни, занятости и развития социального партнерства министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Людмила Жиглова. Она сообщила, что по данным на октябрь 2016 года, в 46 муниципальных образованиях созданы территориальные трехсторонние комиссии, в 30 – действуют отраслевые соглашения в сферах образования, культуры, здравоохранения, ЖКХ, транспорта. Кроме того, во всех районах созданы и работают краевые координационные комитеты содействия занятости и межведомственные рабочие группы. Последние занимаются решением вопросов легализации трудовых отношений, «серой» заработной платы и снижением неформальной занятости.
Для развития социального партнерства на территориальном уровне представители власти ведут нормативное и методическое сопровождение органов местного самоуправления, обучают муниципальных служащих, помогают в организации работы территориальных трехсторонних комиссий и разработке проектов территориальных соглашений.
Эффективным опытом работы сторон социального партнерства поделился и.о. полномочия главы города Шарыпово, координатор городской трехсторонней комиссии со стороны администрации города Алексей Погожев. Он сразу отметил, что территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является практически постоянно действующим органом социального партнерства в городе Шарыпово. В состав комиссии входят по 5 представителей от каждой из сторон.
Затем Алексей Погожев перешел к конкретным результатам. За 2015 год заработная плата в муниципальных учреждениях города выросла на 15,7%, во внебюджетном секторе – в среднем на 8%. Задолженность по заработной плате на предприятиях города Шарыпово отсутствует. Еще один реальный итог работы – снижение уровня безработицы в Шарыпово до 1,8%. Численность безработных сегодня составляет 471 человек.
В территории создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды. Также внимание уделяется охране труда, детской оздоровительной кампании. Большое значение отводится и оздоровлению трудящихся. В качестве примера Алексей Погожев отметил ООО «Генэнергомонтаж», филиал «КАТЭКэлектросеть», ООО «КАТЭКстройкомплекс», МО МВД России «Шарыповский», ГУ «11 отряд федеральной противопожарной службы по Красноярскому краю».
Улучшилось качество и содержание заключаемых коллективных договоров. Причем нередко работодатели сами стали выступать инициаторами их заключения.
Малый бизнес – важный источник рабочих мест в городе. А это значит, что силы сторон социального партнерства, в том числе, направлены и на поддержку предпринимателей. За 2014-2016 годы финансовую помощь в сумме чуть более 10,1 млн руб. по программе развития инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства получили 29 предприятий Шарыпово. Благодаря чему предприниматели смогли создать 38 дополнительных рабочих мест. Кроме финансовой поддержки начинающим бизнесменам постоянно оказывается юридическая и консультационная помощь. Ожидается, что стимулирование развития предпринимательства на территории города будет способствовать увеличению доли малого и среднего бизнеса в собственных доходах городского бюджета до 51%.
Подводя итог своему выступлению, Алексей Погожев отметил, что социальное партнерство действительно способствует снижению напряженности на рынке труда, созданию безопасных и достойных условий труда. Присутствовавшие на заседании представители других территорий края решили взять опыт коллег из Шарыпово на вооружение.
Сегодня все понимают, что профсоюз, работодатели и власть должны быть равноправными партнерами и вырабатывать совместные эффективные действия в сфере социально-трудовых отношений во всех территориях. Гораздо проще решать все спорные вопросы за столом переговоров и не доводить ситуацию до конфликта. На недавней встрече с профактивом губернатор Красноярского края Виктор Толоконский также подчеркнул значимость развития социального партнерства. Участники заседания высказали намерение продолжать и дальше работу по развитию социального партнерства, тем более, как показывает практика, оно приносит хорошие результаты.
Анастасия ХАРИНА
/10/02./11/02./2016/02 - 20:02

Версия для печати
Наверх
|