Анкету, по замыслу организаторов, должны были заполнить председатели первичных профсоюзных организаций, председатели цехкомов, председатели комиссий по работе с молодежью, председатели Молодежных советов, члены коллегиальных органов профорганизаций всех уровней.
Приняли активное участие в этой работе: электропрофсоюз, железнодорожники, авиаторы, металлурги, медики, связисты, работники культуры, образования.
Основная часть опрошенных готова участвовать в проведении социологических исследований, заниматься формированием имиджа и пропагандой профсоюзов, тогда как созданием новых первичных профорганизаций и увеличением численности членов профсоюза согласна заниматься лишь малая часть респондентов.
Отказ от какого-либо участия в деятельности МС ФПКК высказали 14% опрошенных. А 2% заявили, что все направления деятельности важны и нужны, без выделения первоочередных или первостепенных задач.
23% имеют опыт агитационной, рекламной деятельности, связанной с предвыборными кампаниями.
Самооценка респондентов относительно лидерских качеств выявила следующее:
11% — считают себя лидером
51% — имеют потенциал лидерских качеств
17% — не считают себя лидером
“Лидеры” занимают, в большинстве своем, пост председателя профбюро, председателя, заместителя председателя профкома, председателя комиссии профкома. 4% респондентов не выполняют профсоюзной работы. “Не лидеры” обозначают себя в профсоюзной деятельности как “рядовые члены”, не имея какой-либо профсоюзной или другой общественной нагрузки.
Вопрос анкеты о приоритетных направлениях молодежной политики профсоюзов выявил, что первоочередной задачей должно быть взаимодействие с государственными органами по работе с молодежью. Второе место отведено задаче формирования профсоюзной системы трудоустройства. Проведение массовых мероприятий стоит на III месте.
IV место занимает разработка и внедрение в коллективные договора и соглашения молодежных разделов;
V место — создание системы подготовки молодежного кадрового резерва для профработы;
VI место — разработка и внедрение силами молодежи новых методов профсоюзной работы;
VII место — привлечение молодежи для расширения профчленства и создания новых профорганизаций;
VIII место — проведение социального мониторинга в молодежной среде.
Несколько анкет указывают на то, что все задачи первоочередные, которые нужно ставить на один уровень. Другие уверены, что решение проблемы с трудоустройством автоматически решит остальные профсоюзные проблемы.
Анализ анкет дает ответ на вопрос, почему молодежь не хочет вступать в профсоюз. Это происходит потому, что молодежь не видит прямой выгоды от вступления. Во вторую очередь, молодежь не видит у профсоюзов стремления к модернизации своей деятельности. Серьезным недостатком респонденты также считают отсутствие информации о деятельности профсоюзов. В меньшей степени молодежь думает о профсоюзах как о структуре “вчерашнего” дня и мало опасается давления со стороны работодателя.
Респонденты отмечают также, что вступили бы в профсоюз при условии решения им жилищной проблемы, или при существенной материальной помощи студентам-платникам.
Обучались по профсоюзной линии 22%, которые приняли участие в тренингах и семинарах по темам:
— организационные вопросы (работа профсоюза, структура, обязанности председателя, мотивация профчленства, отчетно-выборное собрание, работа комиссий);
— правовые вопросы (Трудовой кодекс РФ, юридические основы профработы);
— социально-трудовые вопросы (ведение переговоров, заключение коллективного договора, охрана труда);
— финансовые вопросы (оформление бухгалтерских документов, налогообложение и бухучет в профорганизации);
— психологические основы лидерства и переговорного процесса.
5% занимаются самообразованием, просматривая сайты профсоюзных организаций.
Основная масса опрошенных (56%) в молодежных объединениях на уровне города или края не участвует. 5% состоят в клубе по интересам (например, шейпинг-клуб). 6% участвуют в общественных организациях, таких как: “Краевой центр семьи” УСЗН края, Ассоциация студентов-журналистов “Журавль”, “Городское объединение школьного актива.
8 % участвовали в социологических исследованиях в качестве организаторов. При этом спектр исследований был самым широким. Приведем некоторые темы исследований:
— мотивированность названий предприятий города;
— в каком вузе вы хотели бы учиться?
— конфликты в малой группе;
— уровень агрессивности современных старшеклассников и др.
Среди направлений деятельности, которые выбрали для себя респонденты, лидирует организация досуга (25%), содействие кадровому росту молодежи, решение жилищных проблем. Третье место (21%) отдано обеспечению занятости, обучению и повышению квалификации молодых работников. Оказанию материальной помощи уделяется внимание на одном уровне с обеспечением условий по повышению заработной платы. И лишь только 8% видят для себя реальной работу по развитию наставничества.
16% не видят себя в будущем в качестве профсоюзного лидера, при чем 11% являются рядовыми членами профсоюза.
В арсенале респондентов имеется 7 рефератов, 2 курсовые работы, 6 методических разработок на профсоюзную тематику. Темы работ различны:
— роль профсоюза в жизни студента;
— разработка пиар-кампании для повышения имиджа профорганизации;
— привлечение молодежи в профорганизации и др.
Помощь в решении этих задач от профсоюзов видят, во-первых, в достаточном финансировании; во-вторых, в предоставлении статистических данных; в-третьих, в своевременном информировании по решениям краевых и городских властей; в-четвертых, в помощи в обучении и принятии на себя организационных мероприятий по проведению обучения.
20% могут организовать обучение молодежного актива по:
— организации досуга;
— ведению деловой переписки;
— ведению переговоров;
— навыкам лидерства;
— мотивации профчленства;
— правовым основам трудовой деятельности;
— работе своей комиссии;
— закону о профсоюзах и ТК РФ.
При этом 22% опрошенных имеют опыт преподавания, могут проводить тренинги, вести курсы.