Нелишнее пожелание работникам автомобильного транспорта накануне их профессионального праздника. В отрасли, — и сами “автомобильщики” этого уже не скрывают, — царят разброд и шатания. В сущности, здесь нет ни четкого закона, ни твердого устава. Заработная плата составляет 72,5 процента от установленной в отраслевом тарифном соглашении, или, если перейти на конкретные денежные выражения, работник в среднем получает от 4900 до 5200 рублей вместе с районным коэффициентом. Ясное дело, что такой мизер не только не обеспечивает социальных нужд трудящихся, но еще и явно способствует “текучке” кадров, которая на среднестатистическом автопредприятии приближается к 40 процентам. А кадры, как всем нам хорошо известно, решают всё.
Если в прежние времена водителя пассажирского транспорта не допускали к работе без полугодовой подготовки, то теперь ему готовы хоть на слово поверить — и доверить человеческие жизни. Система подготовки профессионалов хиреет, отрасль слабеет, километры проблем наматываются, но, тем не менее, далеко впереди какие-то огоньки все же мелькают. Человеку свойственно надеяться на лучшее, и работники автомобильной отрасли в этом правиле не исключение.
Сейчас проблема номер один, решение которой должно поспособствовать стабилизации “автомобильной” ситуации — реструктуризация отрасли. Этот процесс предусматривается Федеральным законодательством. Профсоюз — тоже своеобразная “шоферская баранка”, регулирующая “движение” отрасли — принимает самое непосредственное участие в “обсуждении вариантов”, во взвешивании всех “плюсов” и “минусов” грядущих преобразований.
По предложению краевого комитета профсоюза работников автотранспорта в Законодательном собрании края сформирована комиссия по рассмотрению “транспортного вопроса” в Красноярском крае. Председатель ЗСК А. В. Усс с пониманием относится к положению автотранспортников. Сейчас рассматривается предложение о безвозмездной передаче государственных транспортных предприятий в муниципальную собственность в кратчайший срок.
Этот и другие вопросы будут рассматриваться в ЗСК.
“Другие вопросы” носят не менее актуальный характер. “Всё кругом полно родства”. Председатель крайкома профсоюза работников автотранспорта В.Г. Медведев сообщил редакции массу любопытных фактов относительно взаимосвязи пресловутого “закона о монетизации” и упадком пассажирского транспорта. Непродуманные и неотработанные механизмы этой самой “монетизации” (или “лжемонетизации”?) пока приводят лишь к дефициту каких-либо “монет”. По загадочным причинам субсидирование “транспортных льготников” в Красноярске сократилось едва ли не вполовину — со 114 до 65 миллионов рублей. Понятно, что сей “секвестр” не привел к росту “транспортного благосостояния”.
Прекращение поставок транспорта, изношенность подвижного состава, нарушение скоростного режима, годами не меняемые тарифы на междугородние перевозки (при регулярном повышении цен на бензин и ГСМ), несогласованные расписания частных и государственных автобусов на одном маршруте, просто бешеный рост аварийности и самый настоящий беспредел на дорогах — всё это звенья одной цепи…
“Отраслевое тарифное соглашение в крае не выполняется”, — жестко заявляет В.Г. Медведев. Восьмимесячные переговоры с краевыми властями пока не приводят к положительным результатам, разногласий много, а консенсуса как не бывало.
Однако профсоюз не опускает руки. Надежда его не оставляет и подкрепляется разрабатываемым ныне российским законом об автотранспорте. Накануне праздника Виктор Георгиевич (у которого, кстати говоря, вдвойне “победное” имя: Виктор-победитель и Георгий-победоносец) не только поздравляет своих коллег и желает им здоровья, оптимизма, благополучия, но и напоминает о важности автотранспортной отрасли для всего хозяйства в целом. А это значит, что благоразумие должно восторжествовать над бесхозяйственностью — со всеми вытекающими из этого хорошими преобразованиями для автотранспорта.