Одна дорога для всех
24 ноября состоялась IХ отчетно-выборная конференция профсоюзной организации Красноярской железной дороги.
Уже на улице, у входа в ДК железнодорожников, где работала конференция, об этом важном событии извещала специальная рекламная тумба.
Около 200 делегатов представляли более 55,5 тысяч членов Красноярской дорожной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (почти 95 процентов работающих на Красноярской железной дороге). Достаточно вместительный зал ДК был полон. Атмосфера здесь царила сугубо рабочая, в фойе же напротив чувствовался праздник — играла “живая музыка”, действовала выставка, посвященная истории и современности местного дорожного профсоюза. Старинные фотографии, номера газеты “Красноярский железнодорожник” (1936 года рождения!) соседствовали с новыми изданиями дорпрофсожа, выпущенными в честь IХ конференции и 100-летия профсоюзного движения. Собрание проходило с мощным фотографическим сопровождением — и на больших стендах “с пылу с жару” появлялись высококачественные снимки только что произошедших событий. А в балетном зале ДК желающие могли приобрести свежевыпеченные изделия столовых железнодорожных предприятий.
Такое сочетание материальной конкретности с общей профсоюзной проблематикой, по-видимому, вообще характерно для Красноярского дорпрофсожа. Производственные вопросы решаются в тесной связи с профсоюзными, и соответственно профсоюз с администрацией работают в одном направлении, связаны друг с другом, как сиамские близнецы. Так же, как железнодорожная отрасль является одной из важнейших в регионе, так и профсоюз железнодорожников представляет собой один из главных столпов федерации профсоюзов края.
Конференция проходила точно по расписанию, открылась ровно в 10 и продолжалась почти целый рабочий день. В качестве гостей на мероприятии присутствовали первый заместитель председателя ЦК Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Анатолий Сухов, председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов, начальник Красноярской железной дороги Владимир Супрун. После утверждения составов мандатной, счетной, редакционной комиссий, секретариата, президиума и зачитывания поздравительных телеграмм от родственных профсоюзов, лучшим железнодорожникам были вручены награды за трудовые и профсоюзные успехи. Деловая же часть конференции началась с отчетного доклада председателя дорпрофсожа Красноярской железной дороги Виктора Гордиенко.
***
Привычная структура отчета была наполнена живой конкретикой фактов и цифр. Виктор Владимирович Гордиенко не раз подчеркивал, что главный механизм защиты, которым сегодня пользуется профсоюз, называется “социальное партнерство”. И, судя по докладу и общему впечатлению от конференции, “социальное партнерство” в железнодорожной отрасли не модный термин, а действительная реальность.
Профлидер не скрывал, что профсоюзная работа ведется в увязке с социально-экономическим положением предприятий; он соглашался, что повышение оплаты труда может происходить только с непременным ростом его производительности. Но производительность труда, убежден профсоюз, не должна доставаться путем нещадной эксплуатации и пагубно отражаться на здоровье работника. Профсоюз выступает за человеческое решение производственных проблем, и работодатель ему за это благодарен. Ведь как бы то ни было, а наемный работник, как и его наниматель, на одной железной дороге трудятся, и друг без друга им не жить.
— Несмотря на рынок, наше сотрудничество будет развиваться, — заверил присутствующих генеральный директор ОАО “Востоксибпромтранс” и делегат конференции Геннадий Лапунов. Он признался, что рыночные отношения – это жесткая форма управления. Неотложные производственные задачи не оставляют администрации времени на решение конкретных проблем конкретного человека, профсоюз же является своеобразным амортизатором беспощадных законов рынка по отношению к частным человеческим судьбам.
2000-2005 годы для железнодорожников были нелегкими. Реформирование отрасли, создание ОАО “Российские железные дороги”, куда вошла и Красноярская железная дорога — эти испытания профсоюз выдержал с честью, не растеряв численности и даже укрепив ряды.
Выступающие в прениях делегаты отмечали рост профчленства в своих организациях, увеличение количества освобожденных председателей профкомов, повышение их образовательного уровня.
Социальная база железнодорожников по-прежнему вызывает “белую зависть” у представителей других отраслей.
Вторая по численности профсоюзная организация региона (после работников народного образования и науки), дорпрофсож сумел сохранить солидный пакет льгот и гарантий для своих членов. Между прочим, социальная сфера внесена в уставной капитал ОАО, которое также делает целевые отчисления в пользу профсоюза. А повышение заработной платы, как говорили сами делегаты, на шаг опережает уровень инфляции.
***
На предприятиях ОАО “РЖД” действует единый генеральный коллективный договор, который имеет целью улучшение социального положения каждого работника железной дороги, а также расширение круга тех, кому профсоюз может помочь. Среди “подопечных” дорпрофсожа – дети работников, ветераны производства, семьи погибших от несчастных случаев железнодорожников…
Охрана труда – всегдашняя головная боль профкомов. На железной дороге работают общественные инспекторы по безопасности движения, постоянно контролируются сверхурочные работы, состояние санитарно-бытовых помещений, качество питания, обеспечение спецодеждой, большое внимание уделяется оздоровлению работников. Например, в этом году издан приказ “О дополнительных мерах по организации и осуществлению медицинской реабилитации работников Красноярской железной дороги”, согласно которому таковой подлежат 12 категорий работников. Кстати, медицинская реабилитация проходит в специальном профилактории железнодорожников “Магистраль”. Своя база отдыха у Красноярской железной дороги есть и на Черном море, где ежегодно поправляют здоровье дети ее работников.
Наш дорпрофсож проводит различные смотры-конкурсы, спортивные и культмассовые мероприятия, обеспечивает правовую защиту членам профсоюза (на разных участках Красноярской железной дороги действуют девять общественно-правовых консультаций, на предприятиях ведутся специальные альбомы с подборкой информации для специалистов и т.д.). По мере возможности решаются жилищно-бытовые проблемы: ремонтируются квартиры ветеранам, предоставляются служебные квартиры молодым специалистам, и даже более того – за отчетный период было построено и приобретено 128760 квадратных метров жилья, за счет чего улучшили жилищные условия 2140 человек.
***
Вместе с множеством положительных черт работы дорпрофсожа на конференции были обозначены и негативные моменты. Один из самых серьезных – недостаточная активность профсоюзных комитетов первичных организаций, которые порою очень робко пользуются своими правами. А между тем, заметил председатель дорпрофсожа Красноярской железной дороги, именно от степени ответственности первичек зависит авторитет профсоюза в целом. Уже самое первое звено профсоюзной структуры должно четко давать понять, что профсоюз не такая организация, которой можно манипулировать.
Кстати сказать, состав делегатов – 57 процентов мужчин, по 2,5 процента до 30-ти и свыше 60 лет, 40 процентов инженерно-технических работников… – ясно свидетельствовал об авторитетности, жизнестойкости профсоюза и давал уверенность, что этих людей “на веревочке” не поводишь.
Деятельность дорожного комитета профсоюза за последнюю пятилетку была признана удовлетворительной, его председателем вновь избран В.В. Гордиенко.
Александра Ненина
Корреспондент
/01/04./12/04./2005/04 - 17:04

Версия для печати
Наверх
|