|
О пользе чтения детективов
Раскрытие тайны
Детективная литература появилась на свет практически одновременно с профсоюзным движением. Во всяком случае, рождение их неразрывно связано с формированием капиталистических отношений и развитием буржуазных городов. Защитой трудящихся от гнета капиталистической эксплуатации занялись профсоюзы, борьбу с преступлениями взяла на себя регулярная полиция. В газетах стали печататься не только сообщения о стачках, но и уголовная хроника, из которой впоследствии вырос детективный роман.
Литературное произведение такого рода посвящено раскрытию запутанной тайны, обычно связанной с преступлением. Сюжет завязан на противоборстве сыщика и преступника, дуэли между добром и злом, или даже, как писал итальянский публицист Антонио Грамши (1891-1937), “поединке между врагом и другом народа”.
Ведь хотя классический литературный сыщик чаще всего чудак и одиночка, именно он защищает справедливость, олицетворяет ум и отвагу. Его обостренная наблюдательность и безупречная логика позволяют распутывать самые хитросплетенные интриги, разгадывать мотивы преступления и наказывать преступника.
В отличие от сыщика-индивидуалиста, классический литературный преступник, как правило, продукт своей эпохи и своей среды, а его преступления вызваны социальными мотивами.
На почве твердых фактов
Хороший детектив всегда реален, -- в этом уверены его поклонники, среди которых немало творческих людей, ученых, писателей и общественных деятелей.
“Детективная литература , – пишет автор первого советского детектива “Месс-менд” (на профсоюзную, кстати, тему. -- См. об этом “ПК”, № 42, 2005.) Мариэтта Шагинян, -- наиболее рациональное и познавательное, наименее бьющее по нервам, наиболее з д о р о в о е современное чтение. Рациональное и познавательное, потому что оно учит материальным основам, на которых данное общество покоится. Если детектив не реален, не соответствует действительности, он проваливается, его читать неинтересно. Чтоб захватывать, он должен дать реальное, фактическое нарушенье законов в пределах страны, о которой идет речь, -- ограбление (частная собственность!), убийство (почти всегда на частнособственническом отношении: к наследству, майоратному праву наследования, брачному имущественному договору, страхованию жизни и пр.), шантаж (во всей силе над ним тех же оттенков семейного и государственного строя, основанных на страхе перед потерей своего места в обществе)… Можно перечислять до бесконечности стимулы, на которых построены сюжеты, -- они всегда вскрывают реальную общественную структуру, в которой живут герои криминального романа. И как развитие его действия – реальная картина всех юридических последствий закононарушения: юрисдикция, суд, прокуратура, особые формы следствия, описанье судебных процессов, соревнование (и борьба) полицейского и частного сыска. Особенности каждой страны, даже части страны (например, суд в Англии и суд в Шотландии). Вот этот фактический, сугубо реальный каркас криминального романа сам по себе (как правила любой игры, как правила шахмат) держит и поучает вниманье, делает чтение убедительным в его сюжете, заранее настраивает на последовательность изложения заданной загадки – и ее разгадки.
И есть еще один могучий фактор, который выше я назвала здоровьем. Детектив – здоровое чтение, потому что заранее успокаивает ваши нервы уверенностью, что зло будет раскрыто, злодей наказан, добро и правда восторжествует. Так дети настраиваются слушать сказку – они заранее знают, что у нее будет добрый конец. Криминальный роман потерпел бы раз навсегда полное пораженье, если б автор обманул доверие читателя и не дал счастливого конца – торжества добра и наказания зла. Он, криминальный роман, это сказка для взрослого человека, познавательная, морализующая, дающая полное удовлетворенье. Разумеется, я имею в виду н а с т о я щ и е детективы, а не те гангстерские трескучки, которые подсовываются в классическое русло обычного сыщицкого, на головоломке для умного следователя построенного криминального романа. Кстати, особенность лучших таких романов в том, что “кровь и смерть”, убийство во всех его видах, трупы зарезанных, удушенных, застреленных не действуют на воображенье, они воспринимаются в чтении как бы у с л о в н о, подобно договоренности в игре, -- и вы скользите мимо них по страницах, как если бы они, как в театре, вскочили и побежали после падения занавеса. Эта как бы у с л о в н о с т ь самой смерти, нужная для темы “раскрытия загадки”, тоже отличает подлинный детективный роман от макулатуры”.
Упорядоченный мир
“Истинных любителей привлекает в жанре не криминальная атмосфера, -- вторит Мариэтте Шагинян английский писатель Джон Бойнтон Пристли в эссе “Детективный роман на ночь”. -- Более того, реки крови нам не по нутру – мы огорчаемся, что писатели по традиции всовывают в каждый роман одни убийства. …Конечно, детективное повествование крайне условно, в нем множество шаблонных ходов, но недостатки детектива – продолжение его достоинств. Ведь мрачному хаосу реального мира тут противопоставляется небольшая, четко поставленная и изящно решаемая задачка. …После тревожных газетных заголовков упорядоченный мирок детектива приносит явное облегчение: вы чувствуете, словно вошли, наконец, в парк после долгого блуждания по джунглям. Да и сон слаще после этих детективных упрощений, обычно не менее нравственных, чем учение Сократа. …И до чего все-таки славно отключиться от суеты и бедлама реального мира, вытянуть ноги, ноющие после долгого дня, поудобнее устроиться на подушках и снова встретиться с чудаковатыми сыщиками, играющими на скрипках или поливающими орхидеи, с ворчливыми полицейскими, томящимися в своих кабинетах, и знать, что мне вот-вот подкинут новую удивительную задачку”.
Против социальных недугов
Одним из основоположников детектива считается Уилки Коллинз (1824 – 1889), автор знаменитых романов “Женщина в белом” и “Лунный камень”. Его многочисленные произведения называют энциклопедией детектива. В этой “энциклопедии” есть литературно-теоретические открытия, остроумные композиции, живые и многогранные, раскрываемые ходом событий, характеры, тонкий английский юмор… И еще у Коллинза непременно присутствует социальная идея.
Его герои сражаются не столько с отдельными злодеями, сколько с недугами целого общества. И кроме чисто “сыщицких” качеств такая борьба требует высокой пробы души, самопожертвования, истинной религиозности, веры в справедливость.
У Коллинза своя система героев, свои постоянные мотивы и ситуации. Преступления у Коллинза расследуют не только странноватые сыщики, но и молодые девушки. Здесь действуют горбуны, слепые, роковые женщины, отравители, двойники, “ожившие мертвецы”, незадачливые супруги, потерянные дети, множество “опавших листьев” – “людей, которым не посчастливилось в жизни, которые добивались счастья, а нашли только горе и обман, люди одинокие, несчастные, разбитые горем”… Сюжет детектива закручивается и вокруг пропавших бриллиантов, и вокруг судебной ошибки. Фоном действия становятся проблемы безработицы (“Женщина из сна”), женского труда (“Дочь Иезавели”)… Романы Коллинза редко обходятся без того, чтобы не затронуть “мысль семейную”, в них достается и буржуазному лицемерию, и стяжательству, и косной судебной системе… “В некоторых случаях закон до сих пор еще остается наемным слугой туго набитого кошелька, и потому эта история будет впервые рассказана здесь”, -- так начинается роман “Женщина в белом”.
Один из самых социальных романов Коллинза -- “Опавшие листья”, где, в частности, прославляется коллективный труд и весьма сочувственно говорится об американской колонии христианских социалистов, построенной почти по профсоюзному принципу.
“В колонии, -- рассказывает воспитывавшийся там герой Коллинза, -- все могут приобретать богатство, если от этого никто не страдает. Правда, мы не очень заботимся о деньгах, все занимаемся каким-нибудь ремеслом, и заработанные деньги (все знают, что они достаются нам честным трудом) отдаем в общую кассу. Богатые люди кладут свой капитал в общую кассу, когда поступают в общину, и таким образом дают нам возможность принимать бедняков. Все члены пользуются одинаковым комфортом, пока остаются в общине, проценты с капитала делятся между всеми поровну, из них вычитается только сумма на непредвиденные расходы. Всякий, оставляя общину, имеет неоспоримое право взять свои деньги назад, а бедные уходят с капиталом, составившимся из их доли процентов”.
Отдых и утешение
“Его особые качества и достоинства далеко еще не оценены”, -- говорил о детективе Пристли. Кроме полноценного отдыха и сладкого сна хороший детектив дает впечатление упорядоченно устроенного мира, дарит уверенность в торжестве добра над злом, в существовании справедливости.
Нина САНИНА
Нина Санина
Корреспондент
/04/02./08/02./2006/02 - 17:02

Версия для печати
Наверх
|