|
Школа слезам не поверит
— Остановка “Школа”, — объявляет кондуктор. Ты смотришь в окно и видишь стройное, солнечного цвета здание, внушительное и уютное одновременно. Это и есть красноярская школа № 21.
Внутри она так же симпатична, как и снаружи. Стайка девчонок возле зеркала, краснощекий первоклассник, пыхтя застегивающий ранец, длинные шкафчики с поделками из дерева, яркие плакаты с загадочной аббревиатурой КСО… Но о “тайне” этих букв чуть позже — сперва познакомимся с нашей героиней.
Ольга Федоровна Калинина — отличник народного просвещения, учитель высшей категории, преподаватель математики с 25-летним стажем. Столь солидная цифра по отношению к синеглазой, улыбчивой Ольге Федоровне кажется просто фантастической. Она учит уже детей своих первых учеников, но по-прежнему остается молодой.
— А в школе иначе нельзя, — улыбается Ольга Федоровна. — Каждый новый класс заставляет учителя заново вспоминать свое детство, переживать юность.
Математик О. Ф. Калинина потомственный: её мама вела этот предмет в школе села Дзержинское Красноярского края. В семье было трое детей — старшие дочери поступили в технические вузы, а младшая, Ольга, с детства мечтавшая о школе, выбрала физико-математический факультет Красноярского пединститута. После его окончания год работала в школе № 39 по улице Калинина, а потом перешла в 21-ю.
Изменились ли школьники за четверть века педагогической деятельности Ольги Федоровны? Дети всегда дети, отвечает учительница.
Может быть, сегодня они раскрепощеннее, свободнее в поведении, у них больше возможностей относительно развлечений, но по существу они такие же, какими были их сверстники двадцать лет тому лет назад. Их волнуют те же проблемы, что и прежде, им так же нужно участие и понимание взрослых. И роль школьного образования и воспитания ничуть не меньше, чем когда-то.
Правда, было время, вспоминает Ольга Федоровна, когда дети не очень хотели учиться. Поразившая общество депрессия не могла не коснуться школы. Но сейчас ситуация выравнивается, и получение образования опять выходит на первый план.
Кстати говоря, для целеустремленных учеников школа № 21 открывает немалые перспективы. Здесь занимаются сразу по нескольким профилям — есть классы филологического направления, физико-математического, экономического… Школа сотрудничает с вузами — госуниверситетом, педуниверситетом, политехническим, Сибирским институтом бизнеса и управления… Обычная среднеобразовательная учебная база, таким образом, существенно расширяется, и учащимся 21-й школы легче сориентироваться, выбрать профессию по вкусу. Ну а научиться как следует учиться детям помогает тот самый КСО — коллективный способ обучения.
В школе работает автор методики КСО академик Виталий Кузьмич Дьяченко. Уже 15 лет его идеи внедряются в практику. КСО, уверены в школе № 21, наилучшим образом сочетает черты индивидуального и коллективного обучения. Школьники самым непосредственным образом принимают участие в образовательном процессе, проходящем по цепочке: знаю сам — научу другого. Учителю же в этом “оркестре” достается роль “дирижера”, который руководит “музыкантами” и управляет общим “звучанием”.
Такой метод тренирует память, упражняет наблюдательность, развивает речь, формирует навыки общения с людьми, воспитывает грамотного, приятного, умного собеседника… — одним словом, польза налицо, да и ребятам занятия “в режиме” КСО нравится.
А вот внешкольными мероприятиями учеников ХХI века заинтересовать куда сложнее, нежели их родителей из века ХХ-го. Порою приходится терпеливо объяснять, что театральное искусство “до сих пор” не устарело, и посещение оперы для общечеловеческого развития предпочтительнее дискотеки в ночном клубе.
Классный руководитель О. Ф. Калинина проводит традиционные новогодние праздники, в которых участвуют и родители; посвящение в старшеклассники, когда завтрашние выпускники пускают в небо воздушные шары, “начиненные” записками с желаниями; и др.
Телец по гороскопу — “земляной”, деятельный и жизнерадостный знак — Ольга Федоровна смотрит на мир оптимистически, верит, что всё, в конце концов, образуется и будет хорошо. Любит свою школу и свою семью (муж и двое взрослых детей), с удовольствием сажает цветы на даче (“земля забирает отрицательную энергию и дарит положительную”). Преподаватель точной науки математики, она читает главным образом реалистические книги с серьезными размышлениями. Однако романтическую жилку в душе всё же “выдает” любимый фильм Ольги Федоровны — “Москва слезам не верит”, вышедший на экраны как раз в тот год, когда она окончила институт.
И Красноярск слезам не верит, и со школой слабым, разочарованным и пессимистически настроенным людям тоже лучше не связываться. В этой сфере деятельности нужны личности сильные, целеустремленные, трудолюбивые, честные и… немного идеалисты — только тогда школа сможет преобразовать жизнь.
Нина Санина
Корреспондент
/01/07./09/07./2006/07 - 00:07

Версия для печати
Наверх
|