Машиностроители. История продолжается
В последнее воскресенье сентября российские машиностроители в сороковой раз отметят свой профессиональный праздник. Для красноярцев этот день ознаменуется еще и юбилеями двух известнейших в Сибири заводов. Сибирскому заводу тяжелого машиностроения (Сибтяжмашу) и Красноярскому заводу комбайнов исполнится по 65 лет.
Предыстория обоих предприятий началась далеко от Сибири, в европейской части нашей страны. В военном 1941 году в Красноярск были эвакуированы Запорожский и Люберецкий заводы сельскохозяйственного машиностроения, на базе которых был создан комбайновый завод; а паровозостроительный завод “Красный профинтерн” из Орловской области впоследствии вырос в Сибтяжмаш.
65-летний путь Красноярского завода комбайнов и Сибирского завода тяжелого машиностроения (оба они дважды орденоносцы: КЗК награжден орденами Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I степени; СЗТМ — орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета) не был гладким и легким. Самоотверженный труд военных лет, энтузиазм социалистических соревнований, упаднические постперестроечные годы, переходные 2000-е… Переживая и радости и горести, машиностроители всегда добросовестно работали и верили в лучшее. Светлые и мрачные страницы их жизни отражают заводские многотиражки. (Кстати, у корпоративной газеты КЗК “Комбайностроитель” нынче тоже круглая дата; основанной еще в Запорожье, в этом году ей — 80 лет!)
Мы поздравляем всех машиностроителей с праздником, желаем им крепкого здоровья, хороших условий труда, достойной заработной платы, трудовых успехов, исполнения надежд!
Ну, а сегодняшний наш рассказ посвящен еще одному машиностроительному предприятию города — Красноярскому заводу лесного машиностроения.
ОТ ТЕЛЕГИНСКОЙ ТЕЛЕГИ ДО ЧЕЛЮСТНОГО ЛЕСОПОГРУЗЧИКА
24 сентября на лыжном стадионе “Ветлужанка” работники “Краслесмаша” будут отмечать не только общий праздник всех машиностроителей, но и 88-й день рождения своего завода.
Хотя, если уж быть совсем точным, то родилось это предприятие целых 90 лет назад — в 1916-м. Правда, именовалось оно тогда не так солидно: местные жители знали его как “телегинские мастерские из Таракановки”. Предприниматель Телегин наладил в этой окраинной городской слободе (сегодня Николаевка — практически центр города) производство необходимого в крестьянском хозяйстве инвентаря. Здесь изготавливались повозки к гужевому транспорту, бороны и плуги, ремонтировались молотилки и жнейки. После революции мастерские были национализированы и объединены с механическим заводом. Так, в 1918 году образовалось товарищество “Металл” (первое металлообрабатывающее предприятие в городе), которое и считается родоначальником нынешнего Красноярского завода лесного машиностроения.
В 1920-х годах завод не имел точной специализации: на нем производились простейшие типы сельхозмашин, разного рода ремонтные, механические и литейные работы. Заводские сооружения состояли из механического цеха — деревянного двухэтажного помещения, одноэтажной литейки, деревообделочного и кузнечного участков.
Предприятие не раз меняло название и переходило в разные ведомства. В заводском музее сохранилось письмо из Всесоюзного Центрального Совета профсоюзов, где говорится о том, что в сентябре 1942 года Красноярский механический завод Лесосудомашстроя Наркомлеса СССР занял второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании заводов и цехов, производящих вооружение и боеприпасы.
Сегодня ОАО “Красноярский завод лесного машиностроения” — не только старейший, но и единственный оставшийся в России разработчик и производитель лесозаготовительной техники на базе тракторов. За последние два года объем производимой продукции увеличился в два раза. Большое внимание уделяется повышению технического уровня выпускаемых машин, обновлению номенклатуры продукции, совершенствованию структуры сбыта, сокращению издержек производства.
И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ…
Профсоюзная организация Краслесмаша лишь немногим младше самого предприятия — в будущем году ей исполнится 85 лет. Членами профсоюза машиностроителей является 90 % работников предприятия (всего на заводе трудятся чуть более 320 человек). Работают здесь, в основном, мужчины. Средний возраст коллектива приближается к 45. Средняя заработная плата чуть превышает восемь тысяч рублей. “Текучки” кадров практически нет, еще сохранились трудовые династии.
— По сравнению с другими предприятиями нашего профиля, — рассказывает председатель профкома Краслесмаша Владимир Павлович Каменев, — мы живем очень даже неплохо. Конечно, во времена промышленного расцвета у нас работали почти 1200 человек, была, разумеется, развитая социальная база — детсады, пионерлагерь, общежитие, теплица… Сейчас самое главное, предприятие работает, выпускает продукцию, сокращения рабочих мест нет, трудовое законодательство не нарушается, люди сходили в отпуска, регулярно получают зарплату… На заводе соблюдается краевое соглашение о том, что минимальная заработная плата работника не должна быть ниже прожиточного минимума. Краслесмаш даже принимает к себе потерявших работу комбайностроителей. Они приходят с профсоюзным билетом и сразу же вступают в нашу первичку…
Обязанности председателя профкома у Владимира Павловича — далеко не единственные. На двери его кабинета можно видеть сразу две таблички: повыше — “ПРОФКОМ”, пониже — “помощник генерального директора”. А вообще он отвечает за охрану труда, крановое хозяйство, пожарную часть и т.д., и т.п.
— Хлопот, конечно, хватает, — признается В. П. Каменев, — но все они — одного направления. Не противоречат, не мешают, а напротив — дополняют друг друга.
— Владимир Павлович — человек неравнодушный, имеет большой опыт общественной работы, — говорит председатель крайкома профсоюза машиностроителей Валентина Ивановна Кривоносова. — К нему прислушивается руководство, его уважает коллектив. К нему не боятся идти со своими проблемами рабочие, и он не боится честно признаться им, если какой-нибудь вопрос решить пока не под силу.
30 ноября прошлого года на предприятии был принят новый коллективный договор. Особое внимание в нем уделено молодежной политике. Ведь старейший завод необходимо сделать привлекательным, прежде всего, для юношества! В колдоговоре прописаны и льготы для обучения молодых людей в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования, и доплаты к основному окладу работникам до 30 лет.
Давно ставшие традиционными задачи профкома — проведение спортивных и праздничных мероприятий — на Краслесмаше и вовсе выполняются на “пятерку”. В августе, например, сплавлялись по Мане, а в это воскресенье, в честь Дня машиностроителя краслесмашевцы разыграют призы в спортивных состязаниях на стадионе “Ветлужанка”. Лучшие работники и профактивисты завода получат почетные грамоты от ЦК и крайкома профсоюза, благодарственные письма от администрации предприятия, Октябрьского района (на его территории находится Краслесмаш), главы города. Около 50 человек будут отмечены денежными премиями.
— Пользуясь случаем, — говорит Владимир Павлович Каменев, — от имени коллектива Краслесмаша я бы хотел поздравить всех машиностроителей города и края, которые входят в наш профсоюз. Желаю всем счастья, благополучия, успехов в работе — как производственной, так и профсоюзной.
***
…К 50-летию Краслесмаша, в 1968 году, в Москве была выпущена книга “Ветеран лесного машиностроения”, написанная группой работников этого предприятия. Прошло почти сорок лет, и профком ОАО “Краслесмаш” уже подумывает выступить с инициативой об издании новой книги о заводе. История продолжается.
Александра Ненина
Корреспондент
/28/39./09/39./2006/39 - 16:39

Версия для печати
Наверх
|