|
Класс, который нужно сохранить
О ситуации в машиностроительной отрасли края, о своих впечатлениях от работы 6 съезда ФНПР нашему корреспонденту рассказывает председатель краевой организации профсоюза машиностроителей Валентина КРИВОНОСОВА.
— Валентина Ивановна, вы впервые ездили на съезд ФНПР. Какое сложилось впечатление: после съезда всё останется, как было, или в профсоюзном движении произойдут решительные перемены?
— Знаете, к сожалению ли, или к счастью, но лично у меня каких-либо новых идей после съезда не возникло. На съезде настойчиво подчеркивалось, что профсоюзы работают правильно. Наверное, это действительно так. По крайней мере, такое утверждение не выбивает почву из-под ног. Разумеется, у нас еще не все получается. Но это уже по определению: профсоюзная работа — постоянный непрекращающийся процесс. А съезд это такое мероприятие, которое объединяет единомышленников. Мы лишний раз убедились, что профсоюзные вопросы волнуют не только нас, но и всю Россию.
— Стало быть, “верной дорогой идете, товарищи”?
— Дорога-то верная. Однако есть серьезное опасение, что лет через двадцать по ней идти будет некому. На съезде резко бросалось в глаза отсутствие молодежи. То есть молодежь, конечно, была, но очень мало — где-то около 50 человек из 700 с лишним делегатов. Кстати, среди изменений, внесенных съездом в Устав ФНПР, было и то, что теперь, например, на должность председателя ФНПР не имеют права избираться люди старше 60 лет.
— Что вам особенно запомнилось, Валентина Ивановна?
— Запомнилось замечание председателя ФНПР Михаила Шмакова об освещении деятельности профсоюзов в средствах массовой информации. Шмаков подчеркнул, что главная наша задача не мелькать на телевидении, а больше бывать в массах. Профсоюзам нужно идти к людям, на предприятия — вот тогда об их работе и будут знать.
А вообще говорилось о многом: о необходимости повышения зарплаты и разработки промышленной политики, о принятии нового национального проекта “Достойный труд”, о поднятии престижа профессионально-технического образования… Один из выступавших назвал рабочий класс — “классом, который мы можем потерять”.
— Не хотелось бы, чтобы это произошло.
— На эту тему очень хорошо, ярко выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он даже Пушкина цитировал: “И государство богатеет — не нужно золота ему, когда простой продукт имеет”. Я даже удивилась, насколько резко говорил Лужков о закрытии промышленных предприятий.
— А Президент?
— Честно говоря, уязвило, что В. В. Путин привел эту цифру — 10 миллионов покинувших профсоюз. Может, он хотел попенять профсоюзам, но вышло-то совсем наоборот! Почему столько людей покинули профсоюзы? Потому что в нашей стране разрушены многие предприятия и произошло огромное сокращение работников. Потерявшие работу люди пошли торговать на рынки — а там уж не до профсоюзов… После своего выступления Президент еще целый час сидел в зале и слушал. И ведь речи были для него не очень приятные…
— Валентина Ивановна, машиностроителей Красноярского края тоже ведь, к сожалению, можно назвать “классом, который мы можем потерять”. Расскажите, пожалуйста, как сейчас идут дела на заводе комбайнов? Ходят какие-то страшные слухи о захватах, об описи имущества…
— Дело в том, что на Красноярском заводе комбайнов была небольшая задолженность по выплате заработной платы — буквально дней в 10. Сегодня работники ее уже получили. А тогда возникли долги по выплате налогов, переводам в различные фонды — потому и появились на заводе приставы. Но теперь ситуация более-менее стабилизируется. Меняется и руководство: новым генеральным директором назначен Андрей Карлович Вольф.
— А на Красноярском заводе автоприцепов, который в Сосновоборске находится, положение профсоюзной организации не ухудшилось в связи с банкротством предприятия?
— Действительно, этот завод недавно объявлен банкротом. Но предприятие эту процедуру уже не в первый раз проходит, профсоюзная организация там сильная, председатель — Василий Николаевич Хлыбов — работает качественно. Профком старается, чтобы права работников не ущемлялись в любой ситуации. Зарплата там выплачивается вовремя, без задержек, вопросы пенсионного обеспечения и охраны труда находятся под контролем профсоюза.
— Слышала, что вас можно поздравить с образованием новой первички — на Красноярском заводе тяжелых экскаваторов?
— Спасибо, конечно. Но, надо признаться, что там положение тяжелое. На этом заводе восемь месяцев не платят зарплату, выдают небольшие авансы — и все. Условия труда ужасные. Помещения не отапливаются, воды нет, элементарных удобств тоже. Работников на экскаваторный завод привлекают высокой зарплатой — обещают едва ли не 40 тысяч в месяц, якобы, начисляют их, но не выплачивают… В общем, люди терпели-терпели и создали, наконец, профсоюзную организацию. Правда, пока еще маленькую — на момент образования в ней состояло всего 30 человек. Однако в коллективе есть желание вступать в профсоюз; люди ждут от нас конкретной помощи. Я уверена, что при существовании профсоюза на этом заводе, такой задолженности по зарплате бы не было.
На днях прошло расширенное совещание у руководителя департамента промышленности Дениса Пашкова. Там присутствовал и собственник ООО “Красноярский завод тяжелых экскаваторов”, до 20 декабря он обещал частично погасить долг по заработной плате. Работники экскаваторного согласились еще немного подождать, но их терпение уже на пределе, и если зарплата не будет выплачиваться, они готовы выйти на акцию протеста.
— Грустно все это слушать, но уже то, что когда людям плохо, они вспоминают о профсоюзе, внушает определенные надежды.
— Хорошо бы, не доводить ситуацию до кризиса и создавать профсоюз в более счастливые времена — накапливать опыт, приучать работодателей к мысли, что есть, мол, такая организация, которая не позволит эксплуатировать человека. Сейчас крайком как раз занят работой с профорганизациями учебных заведений. В машиностроительном колледже, например, пытаемся создать студенческую первичку. В ближайших планах у нас также поездка в Назарово, на завод “Агрозапчасть”. Сейчас там существует малочисленная профсоюзная организация, но с лидерами ей не очень везет. А люди все равно не уходят из профсоюза, несмотря на то, что профком давно уже не работает. Они годами платят профсоюзные взносы и верят, что обстоятельства можно исправить. Эта вера дорогого стоит, и мы не можем ее обмануть. Поедем в Назарово и будем вместе думать, что делать, чтобы сохранить “класс профсоюзных машиностроителей”.
— Спасибо за интервью, Валентина Ивановна, и успехов вам!
Александра Ненина
Корреспондент
/07/07./12/07./2006/07 - 17:07

Версия для печати
Наверх
|