Музейный профсоюз не покрыт пылью веков
Красноярск — город музеев. У нас представлены едва ли не все музейные направления: от классики до постмодерна. Самый известный красноярский музей, конечно же, краевой краеведческий. В феврале будущего года ему исполнится 115 лет. За такую большую историю музей многое пережил. Пожалуй, самые значимые события последнего времени — открытие музея после реконструкции весной 2001 года и прошедшая на его площадях осенью 2002-го международная конференция “Музей и общество”.
Вот в этот-то музей я и направилась солнечным сентябрьским деньком. Честно говоря, музейный профсоюз казался только хорошим поводом лишний раз поговорить о самом музее. Не особенно-то ожидала встретить здесь настоящую профсоюзную первичку. Музей, думала, он и есть музей. Серьезное научное учреждение. Люди сидят за рукописями, разгадывают тайны истории, заняты всепоглощающим делом... Нырнули с головой в прошлое, до настоящего ли тут? Стоит ли на профсоюз отвлекаться, драгоценное время тратить?
— Очень даже стоит! — считает Наталья Орехова, председатель профсоюзного комитета Красноярского краеведческого музея.
Профсоюз как раз и стремится к тому, чтобы человеку на работе было удобно и приятно. Чтобы за свой труд он получал хорошие деньги. И если последнее зависит от совместных усилий всех профсоюзов работников бюджетной сферы (куда относятся и музейщики), то первое по силам даже отдельной первичке.
Из 140 сотрудников краеведческого музея в первичной профсоюзной организации состоят 100 человек. Раньше было немного больше. Выбывшие считают, что их зарплата мала, а профвзносы многоваты. С узко житейской точки зрения причина уважительная. Но если посмотреть чуть шире, получится, что ради малого люди отказываются от большого. Оставим пока вопрос о золоте профсоюзов, которое тратится на разработку нужных людям наемного труда законов. Скажем только, что с профсоюзом живется веселее и теплее, чем без него.
И не только из-за поздравлений с днями рождения, коллективных праздников и прекрасных “капустников”, которыми всегда славился краеведческий музей... Самым главным достижением профсоюза здесь считают дружный коллектив и общую атмосферу доброжелательности.
В профсоюзном комитете музея — пять человек. Обязанности распределены четко: один человек отвечает за финансы, другой — за больничные листы и оформление документов, третий занимается путевками...
— Все участники, — вернее, участницы, — профкома, — рассказывает председатель, — не только очень положительно относятся к своим обязанностям, но и проявляют инициативу. Бывает ведь, что изберут на профсоюзном собрании актив, выдвинут людей едва ли не насильно, и они потом, хотят не хотят, а эту лямку тянут. У нас в музее не так.
Сразу видно, что и сама Наталья Алексеевна работает в профсоюзе с удовольствием, с душой. В течение многих лет она состоит членом краевого комитета профсоюза работников культуры.
А началась её профсоюзная деятельность в том же году, что и музейная. В год начала эпохи большой музейной реставрации — 1986-м.
Новая музейная сотрудница, бывшая преподавательница французского и немецкого языков, сразу же попала в центр общественной жизни. Сначала провела новогодний праздник, да так удачно, что её единогласно выбрали в профком, ответственной за культмассовый сектор. Председателем профсоюзного комитета Наталья Алексеевна работает, в общей сложности, почти десять лет.
Конечно, это тяжело: совмещать общественные обязанности с профессиональными. Старший научный сотрудник Н. А. Орехова хранит краевой документальный фонд с начала ХХ века и по наши дни, пишет и переводит научные статьи...
Есть у Натальи Алексеевны и своя тема, она занимается историей еврейской общины Енисейской губернии начала ХIХ-ХХ веков. Даже организовала музей. Словом, интересной работы — масса. Одно время Наталья Алексеевна даже подумывала отстраниться от активных профсоюзных занятий. Да не тут-то было! Люди подходили и просили, чтобы Орехова осталась председателем. Она согласилась.
— Моя профсоюзная деятельность, — продолжает Наталья Алексеевна, — это, прежде всего, координация работы профкома. С одной стороны, я поддерживаю связь с краевым комитетом профсоюза работников культуры, с другой — решаю вопросы с администрацией музея. Случаются у нас и споры, — как же без них! Но каких-либо серьезных конфликтов пока не было. В большинстве случаев администрация идет навстречу нашим пожеланиям. Вот решили мы аппарат для измерения давления купить, автомат, очень дорогой. Обратились к директору, Валентине Михайловне Ярошевской, с просьбой выделить половину нужной суммы. А она говорит, нет, раз такое дело, администрация этот аппарат целиком оплатит. Человек Валентина Михайловна отзывчивый, и тоже, между прочим, в профсоюзе состоит.
То есть профсоюзные нити краеведческий музей сверху донизу “прошивают”, накрепко сплачивают коллектив. Оттого и охрана труда здесь на уровне. У каждого научного сотрудника есть халаты для работы в хранилище, у рабочих служб — особые спецовки. В краеведческом музее и молоко за вредность выдают! И спортивная жизнь в музее идет, соревнования по настольному теннису проходят. Недавно администрация хороший теннисный стол приобрела, а также весы — тоже немаловажная для женского коллектива вещь...
Не исключено, что кому-то приведенные примеры, все эти весы, столы и тонометры покажутся мелочами. Но даже если это и мелочи, то весьма показательные. Так же, как и большой профсоюзный стенд в административном здании, на который сразу же обращаешь внимание. Музейный профсоюз не покрыт пылью, он живет и действует.
В начале октября, впервые в истории музея будет подписан коллективный договор. О нем мы надеемся рассказать позже.
Одна из главных проблем, которые сегодня волнуют профком: грядущая отмена единой тарифной системы оплаты труда бюджетников.
— Если взамен ЕТС будет введена договорная система оплаты труда, то и профсоюзы должны принимать участие в ее формировании. Мы готовы поддержать все инициативы, которые будут выдвинуты в этом отношении, — так говорят в краеведческом музее.
...Безусловно, и проблем и достижений и у профсоюза и у музея гораздо больше, чем здесь названо. Перечислить все невозможно, да и не нужно.
Есть в этой первичке одна особенность. Она все-таки остается музейной. Не в том смысле, что жизнь в ней застывшая, как музейный экспонат. Нет! Жизнь в ней, напротив, живая и полная, хотя и тихая, по-домашнему спокойная, мирная. Здесь чтут традиции, выполняют свою работу на совесть, дружат с музами и, может быть, чаще обычного оборачиваются назад — но только для того, чтобы сознательнее и решительнее идти вперед.
Александра Ненина
Корреспондент
/16/27./01/27./2004/27 - 21:27

Версия для печати
Наверх
|