Разговор про договор
В условиях, когда государство отказалось от жесткой регламентации в социально-трудовой сфере, а гарантирует лишь минимум прав и социальных гарантий для работников, установление и расширение этих прав и гарантий возможно только посредством заключения трехсторонних соглашений между профсоюзами, органами власти, объединениями работодателей на уровне государства, края, города, района, а также коллективных договоров в организациях.
В 2006 году в крае были приняты и действовали 94 соглашения. Отраслевые и территориальные соглашения отличаются, как правило, большей полнотой охвата проблем социально-трудового регулирования. Следует отметить также, что неплохо работает краевое трехстороннее соглашение. К сожалению, на муниципальном уровне с подобными соглашениями дело обстоит гораздо сложнее. Координационные советы профсоюзов созданы и действуют в 34 муниципальных образованиях Красноярского края, но соглашений заключено всего 8. (Красноярск, Зеленогорск, Уяр, Железногорск, Ачинск, Иланский, Березовский и Шарыповский районы).
Причин отсутствия соглашений на территориальном уровне несколько. Главной, пожалуй, является недопонимание (или, может быть, нежелание понять?) представителей органов местного самоуправления необходимости развития социального партнерства и заключения территориальных соглашений. Вот, например, в ноябре прошлого года в Иланском районе были созданы координационный совет организаций профсоюзов и объединение работодателей, а по инициативе администрации района в феврале 2007 — трехсторонняя комиссия, и сегодня в районе уже приступили к переговорам по заключению территориального соглашения. Казалось бы, сходная ситуация сложилась и в Сухобузимском районе: координационный совет здесь организован год назад, совместными усилиями администрации района, администрации края, федерации профсоюзов и объединений работодателей проведено собрание по созданию территориального объединения работодателей, однако трехсторонней комиссии до сих пор нет, и до разработки соглашения еще очень далеко, хотя с заместителем главы района мы созваниваемся чуть не еженедельно.
В течение нескольких лет не можем убедить администрации городов Канск, Назарово, Бородино, Боготол, Лесосибирск приступить к созданию третьей стороны социального партнерства (стороны работодателей) и начать разработку трехсторонних соглашений. Правда есть и положительные примеры: в г.Ачинске и Уярском районе с момента создания сторон социального партнерства успешно ведутся переговоры и заключается трехстороннее соглашение, а Мотыгинский и Канский районы обратились к нам за помощью по созданию координационных советов профсоюзов. Еще одна важная причина, влияющая на динамичное развитие социального партнерства на муниципальном уровне, связана с объединениями работодателей. Не во всех территориях (даже там, где существуют координационные советы организаций профсоюзов) созданы объединения работодателей, т.е. отсутствует третья сторона соцпартнерства. Совместная работа с Союзом товаропроизводителей, предпринимателей налажена неплохо, и общими усилиями мы стремимся решать поставленные задачи.
Представители этого союза активно принимают участие в совместных поездках по созданию как координационных советов, так и объединений работодателей. В некоторых муниципальных образованиях объединения работодателей созданы только из предпринимателей. Руководители крупных организаций, охватывающих большую часть работающих, в них не состоят. И, следовательно, установление каких-либо условий труда в соглашениях не будут распространяться на основную часть работников. Кроме того, наличие трех союзов работодателей на краевом уровне вносит путаницу на уровне муниципальных образований, что еще больше осложняет работу. Вновь созданные территориальные объединения, как правило, не входят ни в одно краевое объединение работодателей, и влиять на их работу не представляется возможным. Таким образом, ссылаясь на отсутствие стороны работодателей, органы местного самоуправления отказываются заключать двухсторонние соглашения. Что касается работы координационных советов организаций профсоюзов, то здесь тоже есть проблемы. Ведь многие председатели координационных советов -это представители бюджетной сферы,где уже отлажена система заключения двухсторонних отраслевых соглашений на уровне муниципального образования.
Поэтому, заключив отраслевое соглашение и недопонимая значение территориального соглашения для работников других отраслей, они считают необязательным заключать трехстороннее территориальное.
Во-вторых, во многих муниципальных образованиях профсоюзные организации имеются только в бюджетных отраслях и ЖКХ. Отсутствие профсоюзных организаций в сельском хозяйстве, малом и среднем бизнесе, других отраслях внебюджетного сектора экономики приводит к тому, что проблемы работников этих организаций не рассматриваются на совместных заседаниях трехсторонних комиссий муниципальных образований, и полноценного взаимодействия отраслей в рамках трехсторонних комиссий не получается.
Ключевую роль в развитии социального партнерства играют коллективные договоры. Охват организаций коллективными договорами в крае составил 86,0 %, что по сравнению с предыдущим годом выше на 6,4 %.
Наибольший охват коллективно-договорным регулированием отмечен в организациях железнодорожного, речного и автомобильного транспорта, связи, здравоохранения, образования, лесной и угольной промышленности.
Особо хочется отметить работу краевой организации профсоюза работников жизнеобеспечения. В связи с реорганизацией предприятий отрасли из 102 организаций образовалось 320. В 288 организациях уже созданы первичные профсоюзные организации. Ведется работа по заключению в них коллективных договоров. Распространение получает заключение единого коллективного договора на несколько организаций, объединенных одной управляющей компанией. Так, заключены единые коллективные договоры в организациях, входящих в управляющую компанию "Красжилбытсервис" (14 организаций), Управляющую компанию "Северо-Западная" (7 организаций), "Жилкомцентр" Курагинского района (9 организаций). Коллективные договоры, заключенные первичными профсоюзными организациями, содержат все разделы, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. В коллективных договорах стороны больше внимания стали уделять вопросам занятости, повышения квалификации, трудоустройства, оплаты и стимулирования труда, привлечения и использования труда иностранных работников, охраны труда работников, правам и гарантиям членов профсоюзов.
Нельзя сказать однозначно, что все коллективные договоры заключены на более высоком уровне и с существенными улучшениями их содержания по сравнению с действующим законодательством. Некоторые коллективные договоры представляют собой переписанные положения Трудового кодекса РФ. В коллективные договоры не включаются условия на основе положений статьи 26 Закона Красноярского края "О социальном партнерстве", краевого или территориальных соглашений. Кроме того, в ряде коллективных договоров не устанавливается минимальная заработная плата (тарифная ставка 1 разряда), не отражаются мероприятия по улучшению условий и охране труда, не учитываются положения отраслевых соглашений. Печальным правилом становится невыполнение обязательств по коллективному договору. Это связано с приходом новых собственников, частой сменой руководителей организаций, дроблением организаций на мелкие фирмы, экономической нестабильностью и другими причинами. Наиболее сложно решается вопрос выполнения условий колдоговора в случаях реорганизации либо введения процедуры банкротства.
Получает распространение практика заключения коллективных договоров в нарушение действующего законодательства, т.е. при наличии первичной профсоюзной организации представителями работников выступают советы трудовых коллективов, иные представители - то есть органы, которые не обладают необходимыми полномочиями по заключению коллективных договоров в соответствии с законодательством...
Несмотря на все недостатки и нерешенные проблемы профсоюзным организациям необходимо добиваться от партнеров выполнения ими полностью и в срок обязательств, предусмотренных коллективным договором.
Необходимо продолжить работу по созданию и восстановлению первичек, заключению коллективных договоров и повышению их качества на основе эффективного использования действующего законодательства, краевого и территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений. При заключении коллективных договоров важно не допускать случаев снижения уровня правовых гарантий труда, а также социальных гарантий, по сравнению с соглашениями и предыдущими коллективными договорами; исключить практику формальной пролонгации коллективных договоров без корректировки их положений. Необходимо принять меры по созданию в муниципальных образованиях края координационных советов организаций профсоюзов, территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, разработке и заключению территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений, повышению охвата и качества обучения профсоюзного актива.
Инга САМСОНЮК, заместитель заведующей отделом социально-трудовых отношений Федерации профсоюзов Красноярского края
/07/39./06/39./2007/39 - 21:39

Версия для печати
Наверх
|