Федерация профсоюзов Красноярского края

Опровержение
О ФПКК
Новости
Для работников
Социальное партнерство
Для профактивистов
Профсоюзные акции
Официальные документы
"Профсоюзы Красноярья"
   2003-й год
   2004-й год
   2005-й год
   2006-й год
   2007-й год
     N01-2007
     N02-2007
     N03-2007
     N04-2007
     N05-2007
     N06-2007
     N07-2007
     N08-2007
     N09-2007
     N10-2007
     N11-2007
     N12-2007
     N13-2007
     N14-2007
     N15-2007
     N16-2007
     N17-2007
     N18-2007
     N19-2007
     N20-2007
     N21-2007
     N22-2007
     N23-2007
     N24-2007
     N25-2007
     N26-2007
     N27-2007
     N28-2007
     N29-2007
     N30-2007
     N31-2007
     N32-2007
     N33-2007
     N34-2007
     N35-2007
     N36-2007
     N37-2007
     N38-2007
     N39-2007
     N40-2007
     N41-2007
     N42-2007
     N43-2007
     N44-2007
     N45-2007
     N46-2007
     N47-2007
     N48-2007
   2008-й год
   2009-й год
   2010-й год
   2011-й год
   2012-й год
   2013-й год
   2014-й год
   2015-й год
   2016-й год
   2017-й год
   2018-й год
   2019-й год
   2020-й год
   2021-й год
Ваш вопрос - наш ответ
Молодежный совет ФПКК
АгитPRоф

ФПКК-ТВ
Профбиблиотека
Профсоюз помог
О зарплате
Профсоюзные каталоги
Охрана труда
Правовая работа
Занятость населения
Отдых и оздоровление
Профсоюзы и спорт
В помощь информработникам
ФПКК в сети
ТОП-10 old-fpkk.ru


Самые популярные, интересные, полезные разделы и материалы сайта! Хотите знать почему? Смотрите сами!!!


 Новое на сайте:

Что нужно знать о расчетном листке?

Первомай-2021: как это было

"Профсоюз слышат" Мэр Красноярска провел встречу с профсоюзным активом края

Совет ФПКК № 13 от 22.04.2021


На сайте размещено
материалов: 2757


"В помощь информационным работникам профсоюзов"

"Профсоюзы Красноярья"

Подписка на Солидарность с приложением Профсоюзы Красноярья

Первое профсоюзное интернет-тв

Полный каталог профсоюзных сайтов России! (структура ФНПР)

Профсоюзные средства массовой информации в сети Интернет

Структуры профсоюзного образования в сети Интернет

Зарубежные профсоюзные сайты на русском языке (международные объединения профсоюзов и другие профсоюзные организации и структуры разных стран)

www.fnpr.ru

Газета Солидарность

Академия труда и социальных отношений


Восточно-Сибирский региональный учебный центр профсоюзов

 
В представлении профсоюзов края работа должна быть в радость и удовольствие, а работники должны быть уважаемыми гражданами в обществе и на рабочем месте.

N38-2007

Из минимума — по максимуму!

В крае проходит инициированная профсоюзами кампания по заключению соглашения о размере минимальной заработной платы.


МРОТ СЕГОДНЯ
Проблема минимальной заработной платы настолько серьезная, насколько и запутанная. Об этом свидетельствует, например, полная анархия в терминологии.

Кто-то полагает, что понятие минимальной заработной платы синонимично минимальному размеру оплаты труда, МРОТ; а кто-то напротив строго разграничивает эти термины.

Да, в статье 129 Трудового кодекса РФ у минимальной заработной платы и минимального размера оплаты труда было одно определение ("устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты"). Однако, в последний раз поправки в ТК РФ вносились год назад, а с тех пор много воды утекло.

Вступивший в силу 1 сентября 2007 Федеральный закон № 54-ФЗ (подробнее о нем речь пойдет ниже) разделил МРОТ и минимальную зарплату. Теперь они уже не близнецы-братья, и говоря "МРОТ" нельзя подразумевать при этом "минимальную заработную плату".

Отныне МРОТ имеет смысл некоей "меры" оплаты труда — государственного стандарта, определяющего ее минимальный размер; планки, жестко устанавливающей уровень, ниже которого нельзя опускаться. Сегодня МРОТ — это не сама зарплата, а ее минимальный уровень, гарантированный государством.

В отличие от МРОТ, минимальная зарплата устанавливается конкретными работодателями в конкретных субъектах. Минимальная зарплата не может быть ниже МРОТ, но в ее размер включаются и надбавки.

Своего рода "эталон" зарплаты, МРОТ в условиях действительной жизни, в применении к определенным территориям претерпевает изменения — и стандарт превращается в реальную величину.

…Порывшись в Интернете, можно сделать вывод, что насчет влияния МРОТ и минимальной зарплаты на экономику страны, положение на рынке труда, социальную политику, демографию и пр. единого мнения нет. Возможно, потому, что серьезных научных исследований на эту тему крайне мало.

В большинстве случаев под "исследованиями" подразумеваются либо изложение взглядов определенного лица на существующую проблему, либо статистические выкладки по вопросам соотношения затраченного труда и полученного капитала…

В сущности, получаемые выводы более характеризуют субъектов работ, нежели изучаемый ими объект.

Нетрудно догадаться, например, какие взгляды у человека, утверждающего, что темпы роста производительности труда "сильно отстают" от темпов роста зарплаты.

На определенные мысли наводит и намечаемый путь действия работодателя в случае повышения МРОТ: "Увеличение ставок в связи с установлением минимума зарплаты, по всей видимости, побудит фирмы использовать труд низкооплачиваемых более эффективно, в результате чего производительность труда возрастет. Более высокая зарплата, как известно, мотивирует рабочих к более продуктивному труду".

Одни утверждают, что "непродуманное законодательное установление минимальной заработной платы чревато негативными последствиями, затрудняющими достижение главной цели — уменьшения уровня бедности". Другие считают, что "законодательство о минимальной зарплате незначительно влияет на распределение доходов".

Ну что ж, в нашей жизни, наверное, все возможно… Хотя со следующим мнением, пожалуй, мало, кто рискнет поспорить: "Достижение прогресса по вопросам низкой оплаты труда поможет также и в решении проблемы рабочего времени. Если работники получают низкую основную заработную плату, то прожиточную заработную плату они смогут получить, только работая дальше и сверхурочно по особым повышенным ставкам. Поэтому обеспечение прожиточной заработной платы как базового уровня оплаты труда является важной задачей".

А впрочем, должно быть, расплывчатость идей о заработной плате заложена в самой этой категории — неустойчивой, подвижной, подверженной разного рода влияниям.

ЗА РУБЕЖОМ
История становления института минимальной заработной платы восходит к концу 19 века. Первые законы о ней появились в Австралии (1894) и Новой Зеландии (1896).

В документах Международной организации труда 20 века была сформулирована цель установления государством размера минимальной заработной платы — обеспечение "гарантированного минимального уровня жизни". (Но не о МРОТе ли здесь идет речь? Различить МРОТ и минимальную зарплату — да еще и за границей! — всё-таки очень непросто!)

О том, каким образом и в какой сумме надо "гарантировать", в разных странах считают по-разному.

В мире бытует сравнение "минималки" со среднемесячными валовыми заработками в промышленности и сфере обслуживания. Однако в реальной жизни до какого-либо сравнения между ними далеко. Ближе всего к данному идеалу Мальта (тамошний "МРОТ" составляет 54 % от среднего заработка), Ирландия (50%).

Во Франции государство устанавливает минимальную зарплату, обязательную для всех предприятий. "Минимальная межпрофессиональная возрастающая заработная плата" была учреждена законом 1970 г. с тем, чтобы "обеспечить наемным работникам, получающим наиболее низкую заработную плату, гарантию их покупательной способности и участие в экономическом развитии нации".

Ее ежегодно пересматривают, она повышается в соответствии с динамикой общенационального роста цен на потребительские товары и услуги. Кроме того, совет министров может в любой момент своим декретом установить новый минимум. При этом исходят из того, что ежегодный рост покупательной способности минимальной заработной платы не может быть ниже половины роста покупательной способности средней часовой зарплаты.

В Японии национальный минимальный размер оплаты труда устанавливается правительством. Если министр труда совместно с начальниками префектурных бюро трудовых конфликтов сочтет необходимым повысить "минималку" низкооплачиваемым работникам, то ее размер пересматривается совещательными органами. В их состав входят представители государства и префектур. Основанием для увеличения размера минимальной заработной платы является также обращение работодателей и профсоюзов 23 предприятий региона в бюро норм труда префектуры с просьбой о повышении "МРОТ" всех рабочих до уровня, достигнутого на этих предприятиях. Японский "МРОТ" пересматривается раз в год.

В США законодательство о справедливом труде, где содержится и положение о ведении минимума зарплаты, было принято в 1938 году. Сегодня решение об уровне зарплаты принимает Конгресс.

В РОССИИ

С 1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации". Закон повышает минимальный размер оплаты труда и определяет новый порядок установления минимальной зарплаты в регионе.

С первого дня осени МРОТ подрос больше, чем в два раза: с 1100 до 2300 руб. А раз точка отсчета заработной платы "потяжелела", то, следовательно, и "общий вес" ее для каждого работника должен увеличиться.

Также появилось понятие минимальной заработной платы в регионе.

"Региональный МРОТ" был санкционирован государством еще в 2003 году. Тогда право принимать законы о региональной минимальной заработной плате получили только те субъекты РФ, которым не предоставлялись дотации из Федерального фонда. Но так как подавляющее большинство субъектов РФ — около 4/5 от общего их числа — являются дотационными, широкого распространения "местный МРОТ" не получил.

Ныне региональная "минималка" будет вводиться специальным соглашением, заключаемым представителями работников, работодателей и органами государственной власти субъекта РФ. Такое соглашение может быть заключено в любом субъекте РФ, независимо от того, получает он дотации или нет.

В течение 30 календарных дней после опубликования соглашения о размере региональной минимальной зарплаты не желающие участвовать в соглашении работодатели обязаны представить письменные мотивированные отказы, а, кроме того, — протокол консультаций с выборным органом первичной профорганизации и свои предложения по срокам повышения минимальной зарплаты работников до размера, предусмотренного соглашением.

В ряде субъектов РФ уже подписаны соглашения о размере минимальной зарплаты в регионе. Например, в Чувашии с 1 сентября минимальная зарплата равна 3295 рублям; в Республике Марий Эл с 1 октября — 3295 руб. В Бурятии "минималка" с 1 октября составила 3000 руб., в Карелии в северной части — 4300, на остальной территории — 3200 рублей.

На территории Республики Татарстан с 1 января 2008 года минимальная заработная плата должна достигнуть 6600 руб. для работников реального сектора экономики (за исключением сельского и лесного хозяйств) и специалистов бюджетной сферы, и 3500 руб. для работников сельского и лесного хозяйств, обслуживающего персонала бюджетной сферы. Такие цифры заложены в проекте соглашения.

В Свердловской области с 1 октября размер минимальной зарплаты повысится до 2900 рублей, с 1 июля 2008 года он станет 3100, а с 1 октября 2008 — 3500. Такой же размер — 3500 рублей — установила в Якутии Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Соглашение "О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)" стало первым актом такого плана среди субъектов Дальневосточного федерального округа.

В Ханты-Мансийском округе с 1 января 2008 года установлен уровень минимальной зарплаты в 4600 руб., в Новосибирской области — 4167 руб., в Московской области — 4442 руб.

Трехстороннее соглашение между профсоюзами, местными властями и работодателями Архангельской области, которое начнет действовать с 1 января 2008 года, максимально приблизит минимальную зарплату к прожиточному минимуму, который составляет в регионе 5042 руб. В Тульской и Рязанской областях ожидается рост минимальной заработной платы до 3707 руб. и 3230 руб. соответственно.

В Курской области в уже действующее соглашение о сотрудничестве между администрацией области, Федерацией профсоюзных организаций, союзом предпринимателей на 2007-2009 гг включен пункт о размере минимальной заработной платы, и с 1 января следующего года он будет не ниже прожиточного уровня и превысит федеральные значения. Башкирские власти также обещают повышать минимальную зарплату более высокими темпами, чем федеральные, но конкретных цифр пока не называют.

В проекте трехстороннего соглашения по Ленинградской области (предполагается, что его действие начнется с 1 января 2008 года) прописано, что "минималка" не должна быть ниже установленного в области прожиточного минимума трудоспособного населения за 4 квартал предшествующего года.

В Санкт-Петербурге с 1 января следующего года "минималка" будет 3900 руб., в Москве — 6100 руб., а уже с 1 сентября 2008 г. она вырастет до 7500 рублей.

В разгаре переговоры по установлению минимальной заработной платы в Иркутской области. Профсоюзы настаивают, что с 1 января 2008 года ее размер должен составлять не менее 4000 рублей (это значительно приблизит минимальную зарплату к величине прожиточного минимума). Однако власти такая цифра не устраивает…

Профсоюзы Камчатки также полны решимости добиться установления размера минимальной заработной платы в своем регионе не ниже величины прожиточного минимума. По последним данным он равен 13 678 рублей.

В большинстве регионов решение проблемы бедности видят именно в уравнении минимальной зарплаты с прожиточным минимумом. В настоящее время это и есть тот максимум, который стремятся извлечь из установления размера минимальной заработной платы в регионе.

И Красноярский край здесь не исключение. Федерация профсоюзов Красноярского края сегодня проводит переговоры по заключению соответствующего соглашения.



/18/00./10/00./2007/00 - 18:00
919



Версия для печати Версия для печати

Наверх

© Красноярское краевое объединение организаций профсоюзов
''Федерация профсоюзов Красноярского края'', 2003-2020
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.